Заседание Научного студенческого общества

6 октября 2010

Заседание Научного студенческого общества

Заседание Научного студенческого общества

30 сентября в Международном институте управления прошло очередное заседание Научного студенческого общества под руководством доцента кафедры государственного управления и права Т.Л. Савостовой. На заседании с докладом на тему: «Управление региональным развитием государственных компаний» выступила заместитель председателя Совета директоров «АНВ Групп» О.О. Чубарова.

В начале ХХI века экономика России и ее регионов характеризуется неустойчивой динамикой и до сих пор ориентирована, в основном, на добывающие отрасли, что не позволяет обеспечить переход на новый качественный уровень развития и инновационный характер изменений в экономике, повышение её конкурентоспособности, обеспечить позитивные структурные сдвиги. Мировой финансово-экономический кризис и противоречивые итоги осуществляемых рыночных реформ, с одной стороны, усложнили и без того неустойчивое социально-экономическое положение регионов, а с другой — предоставили российским регионам дополнительные возможности трансформации их экономики в инновационно ориентированные, конкурентоспособные экономические системы. Чтобы эти возможности реализовать, регионам необходимо четко определить инновационные цели, сформировать институциональные условия, мобилизовать инновационный потенциал для перехода к новому типу развития.

Динамичная и неопределенная среда, подверженная быстрым качественным изменениям, выдвигает новые задачи управления инновационным развитием регионов. Причем новые задачи не могут решаться на основе традиционного системно-ориентированного менеджмента или прямого заимствования зарубежного опыта. Переход к инновационному развитию требует не столько оптимизации ресурсов и мобилизации инновационного потенциала, сколько системной трансформации институциональной структуры экономики.

Из-за отсутствия стратегии инновационного развития регионы России имеют низкие показатели внедрения новых технологий, затрат на НИОКР, низкую инновационную активность компаний, поэтому возникают серьезные барьеры для инноваций со стороны спроса. Кроме того, остаются неразрешёнными противоречия между существующей практикой управления инновационным развитием и снижением конкурентоспособности экономики регионов, формированием институциональных условий инновационной деятельности и ростом доли сырьевых источников в экспорте и в ВВП (ВРП).

В своем докладе О.О. Чубарова подробно остановилась на следующих проектах, выполненных с ее участием:

  • Реформа РАО «ЕЭС России»
  • Создание системы органов государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации
  • Формирование системы управления ОАО «Российские коммунальные системы»
  • Формирование региональной и международной сети ОАО «ВТБ-Лизинг»

Подход к внедрению механизма управления по результатам включает в себя:

  • внедрение методики формализации целей, задач и функций исполнительных органов государственной власти на основании формализованных целей и задач социально-экономического развития региона;
  • разработку ключевых измеримых показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии с их целями и задачами;
  • разработку и внедрение системы регулярного мониторинга ключевых показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти;
  • создание системы мотивации государственных служащих, основанной на ключевых показателях эффективности;
  • внедрение механизмов управления по результатам в подведомственных органах исполнительной власти;
  • создание и внедрение автоматизированной системы, обеспечивающей поддержку механизма управления по результатам.

По мнению Чубаровой, внедрение механизма управления по результатам и его автоматизация позволит достичь планируемых общественно значимых результатов как на уровне исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и всей Российской Федерации в целом; более эффективно осуществлять контроль над деятельностью исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также повысить эффективность использования ресурсов исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Доклад был выслушан членами НСО и другими участниками встречи с большим интересом и вниманием. В процессе принципиальной дискуссии и обсуждения доклада были уточнены следующие положения:

  • Российская государственная региональная политика требует применения современных технологий управления, концентрирующих ресурсы всех участников для решения социально-значимых проблем — достижение желаемого результата.
  • Процедуры и принципы управления по результатам направляют деятельность органов исполнительной власти на достижение стратегических, социально-значимых целей, соответствующих приоритетам государственной политики.
  • Внедрение процедур и принципов управления по результатам в региональных органах власти является задачей, способствующей достижению целей административной реформы в Российской Федерации.

Сформулирован важный итог обсуждения доклада О.О. Чубаровой.

Региональные экономические системы являются сложными многокомпонентными системами с большим количеством положительных и отрицательных обратных связей, в которых протекают нелинейные процессы, возникают многочисленные критические режимы функционирования, а также процессы самоорганизации.

В результате рыночных преобразований российской экономики системы мезоэкономического уровня претерпели наиболее серьезные изменения. Основная составляющая экономики — регион — подвергся наиболее существенным институциональным преобразованиям, связанным с перестройкой субъектов РФ, изменениями в системах финансирования, управления, формах воздействия внешней среды на регионы. Значительно изменились пропорции государственного и корпоративного воздействия на характер размещения производительных сил, инновационного и экономического потенциалов.

Процессы интеграции экономических субъектов в технологически усложняющейся и глобализирующейся экономике приводят к становлению новых систем мезоэкономического уровня, имеющих выраженную специфику функционирования и развития: крупные интегрированные корпоративные структуры, кластеры, сети предприятий

В этих условиях перспективными представляются концепции управления инновационным развитием, опирающиеся на сочетание разноуровневых подходов к изучению экономических процессов и явлений. В настоящее время применительно к условиям России предлагается рассматривать пять уровней экономического анализа: мега-, макро-, мезо-, микро- и наноэкономический уровни. В результате обсуждения региональных проблем России, было выявлено, что для эволюции региональной экономической системы чрезвычайно важна ее инновационная способность, поскольку роль «нового» в современных экономических условиях возрастает.

Инновации для региональной экономической системы, являются флуктуациями, способными подтолкнуть ее к выбору в точке бифуркации одного из возможных и благоприятных для неё путей эволюции.

Поэтому в управлении инновационным развитием региона должно предусматриваться применение определенного набора управленческих навыков и компетенций с целью разработки и реализации соответствующей стратегии, которая должна обеспечить формирование новых структур, притягивающих благоприятные для региона идеи, повышающие инновационность всей экономической системы региона. Институциональной базой для развития инновационной экономики должна стать региональная инновационная система (РИС), рассматриваемая в работе в качестве пространства, в котором осуществляется процесс создания, отбора и коммерциализации инноваций в результате действий субъектов инновационной деятельности.

В системе управления инновационным развитием региона необходимо выделить подсистему управления рисками инновационной деятельности, поскольку инновации связаны с высокими рисками и одновременно сами являются результатами рисковой деятельности.

Татьяна САВОСТОВА,
руководитель НСО, доцент кафедры государственного управления и права


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Никита ПУГАЧЕВ 7