МГИМО и Кембриджский университет провели в Кембридже международную научно-практическую конференцию «Природоохранная безопасность в Северном Ледовитом океане»

20 октября 2010

МГИМО и Кембриджский университет провели в Кембридже международную научно-практическую конференцию «Природоохранная безопасность в Северном Ледовитом океане»

Со-председатели этой конференции директор научно-исследовательской программы Кембриджского университета «Геополитика в Арктике», профессор Пол Беркман, и зав.кафедрой международного права МГИМО МИД России, профессор Вылегжанин А.Н., дали ряд теле- и радио-интервью в Лондоне по результатам столь представительного научного форума.

В весьма предметных дискуссиях на нем были представлены соответствующие исследовательские наработки и теоретические взгляды из 16 государств. Преобладали  доклады ученых – международников, хотя не менее интеллектуально насыщенными оказались доклады представителей Министерств иностранных дел (прежде всего,  Высокого комиссара Канады – Посла Канады в Великобритании, Посла по арктическим вопросам Финляндии, директора Правового департамента  МИД Норвегии, представителя   Госдепартамента США), а также ведомств, ведающих вопросами охраны окружающей среды, и Европарламента.

С аплодисментами было воспринято участниками конференции приветственное обращение Специального представителя Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике,  А.Н.Чилингарова.

Спонсорами конференции выступили Научная программа НАТО, Всемирный фонд охраны природы, Кембриджский университет, Международный экологический институт и ряд других организаций.

В фокусе научных обсуждений  на конференции были политико-правовые оценки результатов последних по времени изменений состояния покрытых льдами районов Северного Ледовитого океана, находящихся за пределами 200-мильных исключительных экономических зон пяти государств, прибрежных к этому океану – России, Канады, США, Норвегии, Дании (о.Гренландия).

Сопоставлялись высокие оценки деятельности Арктического совета (его членами являются восемь государств региона, территория которых пересекается северным полярным кругом), с весьма резкой критикой этого форума, прежде всего со стороны Европарламента. В выступлении на форуме представителя Европарламента говорилось о «благодушии», царящем в Арктическом совете, его неподготовленности к возможной интенсификации экономической деятельности в высокоширотной Арктике, прежде всего судоходства, к предстоящим экологическим катастрофам в этом регионе. С такой критикой Арктического совета не согласились, прежде всего, представители государств, являющихся его членами.

 Обращалось внимание на важность сочетания глобального (универсального) уровня правовой защиты окружающей среды в Арктике с  региональным уровнем, учитывающим специфику арктических ледовых и водных районов.

Интересным показалось участникам предложение в адрес России и Канады  подумать о гармонизации своего природоохранного и иного законодательства, применимого к регламентации прохода через Северный морской путь (вдоль побережья России)  и через Северо-западный проход (вдоль побережья Канады в Арктике). Впрочем, был и скептик: по его мнению, это законодательство вообще не нужно, а вопрос об особых требованиях к арктическому судоходству надо передать в Международную морскую организацию.

В плане заблаговременного совершенствования мер сохранения живых ресурсов в районе Северного Ледовитого океана излагались разные соображения: акцент на двусторонние договоренности соответствующих арктических государств; на региональные договоренности; на реализацию уже имеющегося глобального договора -  Соглашения 1995 г. об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов.

Александра СКУРАТОВА, ст.преподаватель кафедры международного права,
Вера САВВА, аспирантка кафедры


Распечатать страницу