Поездка студентов в Индию по программе «Акшарам»

11 сентября 2011

Поездка студентов в Индию по программе «Акшарам»

Поездка студентов в Индию по программе «Акшарам»

Лето закончилось, студенты МГИМО вернулись из стажировок. В рассказах, публикуемых на нашем портале, они делятся своими впечатлениями о незабываемом опыте, приобретенном за границей. Студентка 4 курса факультета Международной журналистики Полина Рыжова описывает пребывание в Индии.

Программа «Акшарам», действующая совместно с индийским правительством, каждый год предоставляет возможность людям из разных стран, изучающим хинди, приехать в Индию и провести в этой стране 10 дней. 10 дней, состоящих из экскурсий, поездок по стране, деловых встреч, и, главное, общения на хинди. Наша большая команда состояла из пяти участниц из России, трех участников из Англии, по одному человеку из Венгрии, Румынии и Азербайджана, а спустя несколько дней к нам присоединилась группа студентов из Узбекистана, изучающих урду. Несмотря на частое использование английского языка, именно хинди стал языком нашего международного общения, и дело тут не в каких-то организованных правилах. К примеру, ребята из Ташкента не знали русского и английского, а мы не знали узбекского. Спасти нас мог только хинди. Нашу группу курировали несколько волонтеров из делийского университета, Прешасти и Махендра, а ответственной за всех нас, нашей «индийской мамой», стала жительница Лондона Шаши Валья, наполовину индианка — наполовину кенийка.

Большую часть времени мы жили в отеле города Дели и два раза выезжали за пределы столицы на несколько дней. Наш индийский автобус, с полюбившимся всем водителем сикхом, был в Агре, Матхуре, Мератхе, Харидваре и даже в предгорьях Гималаев. Кроме индийских муссонов, чей дождь оказался теплее, чем водопроводная вода, нашу поездку сопровождали и разгорающиеся политические события. Наш визит в Индию совпал с 12-дневной голодовкой борца с коррупцией Анны Хазар. На митинги выходили и старики, и дети, все в пилотках в стиле Джавахарлала Неру с надписью «meannahum» («Я — Анна»). Мы сами наблюдали за тем, как с каждым днем поддержка Анны Хазар увеличивалась, создавалось ощущение, что вся Индия говорит только об одном человеке. Передовицы газет пестрели сообщениями: кампания Анны Хазар собрала 16 миллионов «лайков» на facebook, болливудская топ-модель сделала себе татуировку с именем Анны Хазар, жительница одного из штатов покончила с собою в поддержку Анны Хазар… Журналисты, бравшие у нас интервью, даже у нас спрашивали, знаем ли мы об Анне и как относимся к его политике.

Нам повезло попасть в Индию не только в разгар политической борьбы, но и в священный день для всех кришнаитов день — Джанмаштми, день рождения Кришны. Мы смогли побывать во многих индуистских храмах, совершить пуджу и даже получить благословление от Пандита. Все 10 дней мы были под чутким присмотром организаторов, за исключением последнего: программа кончилась и мы провели свободное время до самолета на свое усмотрение. Именно тогда мы впервые спустились в делийское метро, похожее на гигантский аэропорт. И именно тогда у нас родился вопрос, на который мы не смогли найти ответ: почему больший процент жителей Дели до сих пор передвигается на моторикшах под солнцепеком, когда под землей дешевле, прохладнее и чище.

Существует огромное количество стереотипов об Индии: потерявшие стыд обезьяны, грязные улицы, невероятно острая еда, благость, спускающаяся на голову каждого туриста, нецивилизованный гостиничный сервис и.т.д. Но только в случае с Индией можно применить универсальную формулировку «это все так и одновременно не так», как легкое покачивание головой любого индийца, означающее абсолютно все, от восторга до негодования. Только в Индии сады Акбара сочетаются с болотами окрестностей Агры, а в Академии Культуры можно встретить пару крыс. За три года изучения Индии и хинди я много узнала об индийской истории, кино, еде, экономике, обществе, культуре. Всего за 10 дней в Индии я, наконец то, поняла, как это все может сочетаться друг с другом и укладываться в единый ритм индийской жизни. В Индии учишься тому, как может сложиться ситуация, когда все вместе и одновременно раздельно, когда все устраивает и одновременно все не так.

Полина РЫЖОВА,
студентка 4 курса факультета МЖ


Распечатать страницу