У истоков кафедры русского языка и литературы

20 сентября 2011

У истоков кафедры русского языка и литературы

У истоков кафедры русского языка и литературы

Кафедра русского языка и литературы МГИМО — это не просто кафедра. Это коллектив великолепных преподавателей, интересных личностей и просто отзывчивых людей. Об истории создания кафедры, ее жизни, проведении занятий и прочем ниже в беседе с Соколовской Аллой Ивановной, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка и литературы.

— Алла Ивановна, расскажите, пожалуйста, о зарождении кафедры, в каком виде она существовала раньше.

— Наша кафедра изначально входила в состав другой — русского языка для иностранных учащихся. Она была создана очень давно и состояла из тридцати человек, то есть достаточно много преподавателей по одной учебной отрасли. С годами возникла необходимость, чтобы мы не просто были частью отделения по работе с иностранными учащимися, поэтому нас соединили с кафедрой мировой литературы и культуры, заведующим которой сейчас является Ю.П. Симонов. Однако затем руководство университета решило сделать отдельную кафедру русского языка и литературы. Случилось это в 1990 году.

— Что Вы можете сказать о целях кафедры?

— В 1969 году руководство решило дать возможность учиться работающим людям и молодым людям после армии. Однако практика показала, что уровень знаний по нашим предметам у молодых людей после армии был недостаточно высок, чтобы обучаться в МГИМО, поэтому и был создан факультет базовой подготовки (впоследствии ФБП). Таким образом, на нашей кафедре выделили небольшой участок, который работал именно с этим контингентом. Обучение для них было бесплатное, и, кстати сказать, обучались тогда только парни, девушек в университете встретить можно было крайне редко.

Итак, задача была поставлена достаточно четко: подготовить к успешной сдаче экзамена этих ребят, расширить их кругозор. Нашей целью являлось не только обучение студентов данным предметам, но и повышение их культурного уровня. Сначала мы занимались параллельно и с русскими, и с иностранными студентами, но с разделением кафедр данная практика прекратилась. Конечно, надо было очень серьезно заниматься методикой, так как наш преподавательский состав еще не знал, как подступиться к такому заданию. На нашем участке, в основном, на тот момент были люди, закончившие педагогические институты, поэтому неудивительно, что методика занимала значительное место. Учебники были школьные, в связи с этим нам потребовалось начать разработку учебников для студентов. Достаточно времени прошло с тех пор, но я могу точно сказать, что «через наши руки» прошло не менее четырех тысяч студентов. Некоторые из них стали знаменитыми людьми, некоторые даже стали профессорами нашего же университета.

— Какими были Ваши первые лекции и семинары со студентами?

— Студентам читались очень занимательные лекции по литературе XIX века, а также по литературе современной, поэтому материал был достаточно обширным. Было очень интересно! Ведь, во-первых, ребята приходили с огромным желанием заниматься, узнавать что-то новое, в них горела искра, во-вторых, они были старше, чем школьники, поэтому на обсуждение выносились очень серьезные и жизненные проблемы. Литература не была просто предметом, мы расценивали ее как основу жизни, необходимую основу. Потом течением времени многое изменилось, ФБП стал факультетом для школьников, ввели ЕГЭ. В связи с этими событиями лекции по литературе закончились, и очень жаль, ведь мы со студентами никогда не ограничивались занятиями! Наша научно-методическая работа была связана, прежде всего, с тем как донести до слушателей предмет, как развить их речь, мышление — вот такие задачи мы ставили. Для того чтобы достигнуть поставленных целей преподаватели готовили со студентами особенные семинары. Например, семинар по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: один человек был судьей, еще один — следователем. Остальные ребята в группе получали различные роли: Р.Р. Раскольников, Соня Мармеладова, мать её, Катерина Ивановна, сестра Раскольникова и так далее. В конце занятия, прежде чем вынести приговор, судья вызывал свидетелей, и каждый из них отвечал на вопросы в соответствии с текстом романа: «Когда Вы познакомились с Раскольниковым?». Далее студенты выступали в защиту и в обвинение. Ребята настолько проникались своими ролями, что чувствовали себя настоящими героями произведения! Вот такие семинары заставляли всех учащихся читать все, что им задавали. Они должны были очень хорошо знать материал. Без чтения ты не подготовишься, а поскольку ты читаешь и участвуешь в общем событии, у каждого появляется задор и желание сделать его лучше. Подобные занятия проводились и по И.С. Тургеневу, и по «Войне и миру» Л.Н. Толстого, но уже в другом формате. В дополнение ко всему вышеперечисленному, было легко заставить студентов читать произведения и развивать речь с помощью литературных встреч. Должна сказать, это были замечательные вечера, очень интересные по сценарию. Самым ярким мне представляется вечер, посвященный А.А. Блоку, ставили даже его поэму «Двенадцать». Постановка увенчалась успехом! Темы для наших литературных обсуждений могли быть самыми разными: начиная с вечера поэзии двадцатого века, заканчивая вечером юмора (А.П. Чехов и Ф.М. Достоевский, в произведениях которого порой присутствуют довольно смешные моменты). Мы даже умудрились поставить «Свадьбу» А.П. Чехова. Только подействуй на ребят, и они так раскрываются! Примечательным был вечер по М.А. Булгакову, так как в тот день происходили странные вещи: еще бы, мы обсуждали «Мастера и Маргариту»!

— Помните ли Вы какие-либо еще мероприятия, проведенные Вами со студентами?

Конечно. У нас была замечательная поездка в Середниково — место, которое принадлежало Столыпиным, дальним родственником которых являлся сам М.Ю. Лермонтов. Поэт приезжал сюда, будучи еще маленьким мальчиком. Нашей задачей было, во-первых, познакомиться с этим примечательным местом, во-вторых, осуществить нашу программу, специально приготовленную по творчеству Михаила Юрьевича. Когда мы приехали в Середниково, нас встретил дальний родственник Лермонтова. Мне до сих пор вспоминается такая картина: стоит барский дом, далее идет спуск, на котором позднее устроили концерт, и рядом дуб, около которого когда-то поэт пережидал грозу. Концерт состоял из чтения стихотворений, которые мы представляли публике в определенной последовательности, так, чтобы развивалась тема. Ко всему прочему, мы пели романсы, а позднее устроили пикник, недалеко от церкви. Родственник Лермонтова подарил нашему коллективу книжки, провел по дому, который в тот момент реставрировался. Так захватывающе ходить по дому, который в далеком прошлом принадлежал Столыпину, и куда Лермонтов отправлялся почти каждое лето. Поэт ведь написал в Середниково немало стихотворений! Наше путешествие состоялось примерно в 1996 году и осталось в моей памяти как замечательнейшее событие.

— Несомненно, что после таких занятий уровень знаний студентов заметно повышался?

— Смешно вспоминать, как они писали диктанты изначально! Я приходила в аудиторию с проверенными работами и говорила им такие слова: «Ребята, у вас нет ни одной двойки!». Они начинали радоваться, улыбаться. А затем я добавляла: «Все единицы». Тут уж раздавался неподдельный смех! После всего курса базовой подготовки чтобы поступить, студенты должны были написать сочинение, выбрав одну из трех тем. Вы можете себе представить, что это должна была быть работа на шесть листов? Ребята готовились усердно в течение года и писали прекрасно. Это был нормальный путь для того, чтобы поступить сюда, ведь они должны были своим трудом усвоить всю программу.

— Не могли бы Вы рассказать, как Вас связала судьба с нашим университетом?

— Смело утверждаю, что все в жизни случайно! Окончив тогда еще Ленинградский институт, я пошла работать в школу, а после в газету «Советская культура», которой сейчас, к сожалению, уже нет. Несмотря на то, что я занималась журналистикой, мне хотелось вернуться к преподаванию. Благодаря моей работе в издании, я познакомилась с Василием Семёновичем Сидориным, который на тот момент был заведующим кафедры русского языка и литературы. Он меня и пригласил в МГИМО, где я стала работать по почасовой оплате с 1968 года. Через три года перешла уже на постоянную работу. В 1990 году возникла наша кафедра, заведующей которой стала я, сейчас заведующим является Арутюнов Георгий Георгиевич.

— Что Вы можете сказать по поводу преподавательского состава Вашей кафедры?

— У нас очень дружный коллектив, так как все мы объединены любовью к нашим предметам: русскому языку и литературе. Очень часто в перерывах у нас проходят дискуссии по поводу новых идей, каждый делится своими мыслями по поводу прочитанного, словом, идет культурный обмен. Мы даже ходили все вместе в театр, смотрели премьеры, посещали оперы, филармонию, консерваторию. Это наша жизнь: нормальное, человеческое общение. Каждый из преподавателей нашей кафедры занимается своей тематикой. Я, например, всю жизнь занимаюсь творчеством Ф.М. Достоевского, поэтому я стараюсь не упустить случая поделиться со своими знаниями с коллегами. То же самое происходит с другими. Елена Алексеевна Папкова, которая, к сожалению, перестала работать с нами, занималась двадцатым веком. Благодаря ей мы узнали много нового и интересного, поскольку она писала диссертацию. У нас всегда есть высокие темы для разговоров, построенные не на банальном, материальном уровне. Порой обсуждаем даже героев произведений: такие разные мнения высказываются. Здесь же столько нюансов и психологических моментов! Когда человек проживает жизнь с литературой, конечно, он видит то, что не видит другой. Материала так много для обсуждения, что мы должны быть благодарными, что мы занимается такими предметами, как литература и русский язык. В этом плане кафедра имеет свою специфику и оригинальность!

Маргарита ФОМЕНКО,
студентка 2 курса факультета МЖ


Распечатать страницу