МГИМО и Кембриджский университет провели научную дискуссию по природоохранным аспектам политики и правопорядка в Арктике

20 сентября 2011

МГИМО и Кембриджский университет провели научную дискуссию по природоохранным аспектам политики и правопорядка в Арктике

МГИМО и Кембриджский университет провели научную дискуссию по природоохранным аспектам политики и правопорядка в Арктике

Кафедра международного права и Европейский учебный институт МГИМО России совместно с Кембриджским университетом (Великобритания) провели научную дискуссию в формате «профессорского круглого стола» по теме «Современные международно-правовые вопросы охраны окружающей среды в Северном Ледовитом океане».

В качестве основного докладчика выступил директор исследовательской программы «Геополитика в Арктике» Кембриджского университета, автор ряда монографий по политико-правовому измерению современной геополитики, профессор Пол Беркман. Гостя от имени руководства МГИМО приветствовали заведующий кафедрой международного права профессор А.Н. Вылегжанин и директор Европейского учебного института профессор М.Л. Энтин.

В докладе английского ученого представлены последние по времени данные о сокращении площади арктических районов, круглогодично покрытых льдами; о сокращении толщины ледяного покрова в Северном Ледовитом океане; о росте объемов морской перевозки через арктические воды; о растущих масштабах судостроения на верфях Южной Кореи, с ориентацией на трансарктические трассы; о политико-правовых оценках таких фактов.

По мнению Кембриджского профессора, не только арктические, но и иные государства, прежде всего ЕС, имеют право на равных с арктическими странами формировать современный экологический правопорядок в Арктике, соответствующий изменениям климата в этом регионе. Основой такой равной роли арктических и неарктических государств является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Это — и доктринальное мнение, и официальная позиция ЕС по статусу Арктики.

Позиция, нацеленная на искусственное завышение роли Конвенции 1982 г. в правовом режиме Арктики, к выгоде тех стран-членов ЕС, которые не являются арктическими, была оспорена в ходе обсуждения доклада. При этом были выдвинуты следующие доводы. Во-первых, статус Арктики сложился задолго до принятия Конвенции 1982 г. и главное в нем — обычные нормы международного права об особой ответственности и правах арктических прибрежных государств; эти особые права и ответственность пяти арктических прибрежных государств подтверждены в их Илулиссатской декларации 2008 года; во-вторых, нельзя все нормы Конвенции 1982 г. считать подходящими к применению в Арктике, поскольку не все арктические в ней участвуют; в-третьих, если одно государство будет самоограничивать свой арктический шельф по критериям, предусмотренным Конвенцией 1982 г., а другое — не являясь участником этой Конвенции — не будет, то это явно приведет к несправедливым результатам, а последнее не согласуется с современным международным правом.

Интерес вызвала также констатация докладчика о целесообразности четкого отграничения вопроса о статусе дна Северного Ледовитого океана (это может быть только шельф пяти арктических прибрежных государств) от правового режима поверхлежащих водных и ледовых районов (здесь в любом случае есть район открытого моря). Но если все дно Северного Ледовитого океана составляет шельф, то тем более очевидна неприменимость к Арктике положений Конвенции 1982 г. об обязанности прибрежного государства провести границу между своим шельфом и общим наследием человечества; нет и необходимости тратить огромные финансовые средства арктического прибрежного государства на доказывание согласно Конвенции 1982 г., где заканчивается его арктический шельф и начинается общее наследие человечества. Природоохранная юрисдикция пяти арктических прибрежных государств «перекрывает» все дно Северного Ледовитого океана. Они, а не орган по морскому дну, созданный на основе Конвенции 1982 г., несут главную ответственность за охрану окружающей среды в регионе, в том числе при использовании арктических недр.

Несмотря на обозначенные различия в теоретических оценках, участники обсуждения отметили высокий уровень доклада. Позитивно воспринята мысль докладчика о том, что востребовано широкое международное сотрудничество в деле охраны водной, ледовой толщи центрально-арктического района, находящегося за пределами 200-мильных экономических зон стран арктической «прибрежной пятерки».

В научной дискуссии приняли участие профессора, доценты, преподаватели кафедр международного права МГИМО, Дипломатической академии МИД России, РУДН, МГУ, МГЮА, научные сотрудники Института государства и права РАН, Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН.

Иван СИНЯКИН,
преподаватель кафедры международного права

МГИМО и Кембриджский университет провели научную дискуссию по природоохранным аспектам политики и правопорядка в Арктике
МГИМО и Кембриджский университет провели научную дискуссию по природоохранным аспектам политики и правопорядка в Арктике
МГИМО и Кембриджский университет провели научную дискуссию по природоохранным аспектам политики и правопорядка в Арктике


Распечатать страницу