Прием на работу и увольнение: мастер-класс на заседании Клуба сравнительного правоведения

21 ноября 2011

Прием на работу и увольнение: мастер-класс на заседании Клуба сравнительного правоведения

Прием на работу и увольнение: мастер-класс на заседании Клуба сравнительного правоведения

21 ноября Елена Виноградова, директор по управлению персоналом издательского дома «Sanoma Independent Media», рассказала студентам Международно-правового факультета о нынешнем рынке труда и дала рекомендации по написанию резюме и подготовке к собеседованию с работодателем.

В продолжение недели карьеры, которая проходила в МГИМО во второй половине ноября 2011 г., после знакомства с множеством работодателей на Дне международной карьеры самыми актуальными для студентов стали вопросы о написании резюме и принятии на работу. Чтобы ответить на них, Клуб сравнительного правоведения решил обратиться к одному из лучших российских директоров по персоналу в медиабизнесе (по оценке газеты «Коммерсант») — Елену Виноградову.

Она начала свое выступление с описания истории жизни нескольких людей, которые начинали свой жизненный путь с получения образования в одной сфере, а в итоге оказывались успешными совсем в другой. Отсюда вывод: диплом определенной специальности ни в чем не ограничивает его обладателя — особенно юриста, который в силу специфики своей профессии вынужден разбираться в широчайшем круге вопросов. Множество юристов работают в сферах торговли, управления, PR, журналистики и др. Двери любых компаний открыты для тех, кто искренне желает работать и может это делать достойно. Поэтому при выборе работы надо очень хорошо подумать над тем, чего в жизни действительно хочется иметь и добиться.

Перед составлением резюме необходимо ответить на вопросы: «Что я хотел бы делать на работе? Что я хочу получить от работы? В какой компании я хотел бы работать? Где она находится и удобно ли до нее добираться? Сколько в день я готов работать? В какое время суток?». Все эти вопросы очень важны, поскольку имеют решающее значение при окончательном выборе будущего работодателя. Так, необходимо сразу определиться, в какой сфере работать вы никогда не сможете (например, сфера производства и продажи табачной продукции).

После того, как вы примерно определитесь с желаемым работодателем (работодателями), следует узнать, какие работники им нужны (квалификация, опыт работы, качества и др.). Для этого удобно нарисовать табличку, состоящую из двух столбиков — «Плюсы» (знание иностранных языков) и «Области для развития» (отсутствие опыта работы). Если вы честно ее заполните, то получите очень ценную информацию о себе.

Универсальное резюме, рассылаемое во все компании одновременно, — неудачный выбор. Отдельное резюме должно составляться под каждого работодателя: необходимо определить его требования к своим сотрудниками и акцентировать в резюме свои качества в связи с этими требованиями. Речь идет не о лжи, а о простом расставлении акцентов: работодатель должен понять, что нужны ему именно вы.

Основные правила составления резюме: краткость, конкретность, правдивость, избирательность. Идеальное резюме-то, которое помещается на одной страничке А4. Вверху следует указать свое имя и контактные данные — это очень важно для облегчения связи между вами и работодателем, у которого на столе могут находиться десятки резюме: если он быстро не найдет в резюме ваши контакты, то возьмет следующее. В правом верхнем углу можно разместить свою фотографию, сделанную в строгом стиле.

Затем коротко указывайте личные данные (не нужны номер паспорта, код домофона и прочие мелочи). Когда вы дойдете до указания желаемой должности, то обязательно четко опишите свою цель, отразите свое желание и готовность работать.

В разделе «Образование», помимо указания своего основного учебного заведения, пишите о всех спецкурсах, которые вы когда-либо посещали. Благо, в МГИМО их проходит огромное множество. Знание иностранных языков, профессиональное пользование компьютером и отдельными программными продуктами — дополнительные плюсы.

В разделе «Дополнительные сведения» можете указать свои хобби и увлечения, но избегайте указания экстремальных видов спорта: работодатель должен быть уверен, что вы не сломаете себе что-нибудь в самый неподходящий момент. То же касается и указания отрицательных черт характера. Повремените с ними. Не стоит рассказывать о себе все. Если вы указываете какие-то положительные личностные качества, то обязательно подкрепляйте их конкретными жизненными примерами.

После завершения написания резюме обязательно несколько раз проверьте правописание. Это фундаментальное правило, особенно для молодых юристов: представьте, что подумает о качестве вашей работы работодатель, нашедший ошибку на единственной страничке вашего резюме.

Для студента особенно актуален опыт работы. Ведь большинство работодателей пишут в своих проспектах и на своих сайтах фразу типа «опыт работы не менее 2 лет». Елена отметила, что стоит «философски относиться к такому требованию работодателя». Все прекрасно понимают, что вы студент, что опыт работы вам взять неоткуда. Тем не менее, тот факт, что вы учитесь в МГИМО — это уже немало.

Кстати, многие студенты идут в крупные компании работать бесплатно. Более того, это очень распространенная практика в зарубежных странах. Следует понять, что запись в вашем резюме о том, что вы работали, например, в «KPMG» или «Ernst&Young» — это тоже своеобразная оплата вашей работы.

Кроме того, указывайте все, чем вы когда-либо занимались: составление стенгазет, игра в КВН, создание сообществ в интернете, участие в работе клубов по интересам, научная деятельность — все это направлено на то, чтобы показать вашу активность и инициативность.

Если Ваше резюме положительно рассмотрено, то вас вызывают на собеседование — один из важнейших этапов принятия на работу. Заранее узнайте про дресс-код компании-работодателя. Совет девушкам: не приходите без макияжа, иначе создастся впечатление, что вы проспали и еле успев собраться прибежали на собеседование. А это впечатление является отрицательным.

Приходите на собеседование вовремя, за минут 10. Во время собеседования не сидите с грустным лицом, улыбайтесь, но очень внимательно слушайте работодателя и его вопросы. Интересный факт: работодатель любит не только задавать вопросы, но и отвечать на них. Поэтому подготовьте для собеседования несколько собственных вопросов. Вас особо отметят за какую-либо цитату с сайта компании.

Вам могут задавать порой очень непростые вопросы. Например, о том, какая зарплата вас устроит. Если вы не уверены, то наиболее грамотным будет ответ: «Готов выслушать Ваши предложения». Часто работодатели спрашивают про ваши отрицательные качества. Вам нужно ответить на эти вопросы так, чтобы эти «отрицательные» качества стали положительными. В такой ситуации стоит говорить, например, что «трудолюбие меня погубит» или «сложно сказать нет: всем стараюсь помочь» и др.

Итак, вы приняты на работу. Работодатель вас все равно не знает и в течение первых 2–4 недель будет очень внимательно присматриваться к вам. Поэтому и вам нужно очень внимательно относиться ко всем его заданиям и выполнять их быстро, качественно и с удовольствием, по меньшей мере, на лице.

В жизни случается всякое, в том числе увольнения. Помните, что согласно ст.70 Трудового кодекса РФ испытание (испытательный срок) не может быть установлено для выпускников вузов, впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение 1 года со дня окончания этого вуза. Часто работодатели «забывают» об этой правовой норме, заявляют, что вы не прошли испытательный срок, и увольняют вас. В такой ситуации следует напомнить работодателю о том, что такой срок в отношении вас не мог быть установлен, и постараться конструктивно решить проблему. Тем не менее, свое присутствие все равно не навяжешь. Кроме того, с любой работы надо уходить по-доброму. Ведь ваш новый работодатель может связаться с прошлым и узнать, как последний вас оценивает и почему с вами расстался.

И, наконец, никогда не расстраивайтесь, если после собеседования вам сказали «нет». Ходить по собеседованиям полезно — это бесспорный факт. Как известно, даже на водительские права можно сдать, посетив экзамен 10–20 раз.

После такого подробного рассказа Елена ответила на многочисленные вопросы студентов. Мы очень благодарны ей за уделенное нам время и столь ценные указания, которые безусловно нам пригодятся.

Глеб КОКИН, студент 4 курса МП-факультета,
Клуб сравнительного правоведения




Распечатать страницу