Эксперты МГИМО обсуждают возможности государственно-частного партнерства в странах АТЭС

29 декабря 2011

Эксперты МГИМО обсуждают возможности государственно-частного партнерства в странах АТЭС

Эксперты МГИМО обсуждают возможности государственно-частного партнерства в странах АТЭС

Профессор кафедры ЭПГЧП Владимир Гаврилович Варнавский и доцент кафедры востоковедения Наталья Валерьевна Стапран приняли участие в круглом столе на тему: «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России и странах АТЭС», организованном Российским центром исследований АТЭС и Центром развития государственно-частного партнерства в целях содействия председательства России на форуме АТЭС в 2012 г.

Круглый стол открыла руководитель направления инновационного сотрудничества Российского центра исследований АТЭС, доцент кафедры востоковедения МГИМО Н.В. Стапран, которая в своем вступительном слове отметила, что проблематика ГЧП является сквозной темой для очень многих направлений в рамках АТЭС, в т.ч. рабочей группы по готовности к чрезвычайным ситуациям, для группы по здравоохранению и другим. Среди экономик АТЭС наибольших успехов в развитии ГЧП достиг Сингапур — один из лидеров по развитию инфраструктуры, в т.ч. по привлечению частного финансирования, он же является одним из центров образования в этой области. Австралия также имеет богатый опыт реализации государственно-частных проектов в сферах здравоохранения и транспорта. В этом смысле для России АТЭС — это шанс получить новые компетенции, познакомиться со специалистами, привлечь финансирование, — в т.ч. от сингапурских компаний и фондов.

В.Г. Варнавский в своем выступлении затронул проблему предотвращения стихийных бедствий и техногенных катастроф, указав на потенциал ГЧП в этой сфере и слабое представление об этом, как в экспертном сообществе, так и в органах власти. Для ГЧП в этой сфере велика роль местных органов власти, на территории которых расположены опасные объекты, передача части функций бизнесу дает уменьшение дублирующих функций госструктур с соответствующим сокращением расходов. Государство может переложить на бизнес часть мероприятий по снижению рисков стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также подключить к созданию стратегических резервов помощи населению.

Предложения по направлениям развития ГЧП в АТЭС: планирование деятельности ГЧП в отдельных странах и проведение совместных мероприятий; обмен опытом и организация соответствующих постоянно действующих структур; координация развитиия национальных и международных систем и реализация совместных проектов; обеспечение свободного доступа к информации.

На уровне АТЭС требуется следующее взаимодействие бизнеса и государства: развитие корпоративной программы социальной ответственности бизнеса, работающего по снижению риска возникновения техногенных катастроф. Налаживание отношений предпринимательских структур со страховыми компаниями и международными и национальными фондами по гарантированию инвестиций. Для РФ это особенно актуально, страховой бизнес, может, помимо профильного участия, нести в проектах ГЧП и инвестиционный риск. От государства необходима адаптация законодательства под проекты ГЧП, реализуемые в сфере предотвращения техногенных катастроф, нужно планирование, осуществление и контроль за ходом выполнения национальных программ ГЧП. Нужна инвентаризация того, что делают ведомства в плане повышения безопасности, устранение дублирования, возможно, создание межминистерского органа по безопасности. Также нужна разработка методологии ГЧП в этой сфере.

ГЧП, когда речь идет о глобальных опасных объектах, может быть только международным консорциумом, известны схемы построения ГЧП в этой сфере, но каждый проект уникален, и под каждый должна быть своя схема привлечения инвесторов и реализации. Общественная эффективность вложений в объекты государственной собственности показывает интегральную экономия бюджетных средств по сравнению с принятым сметным финансированием.

Наталья СТАПРАН,
доцент кафедры востоковедения


Распечатать страницу