«Трагедия профессора Хайека»

20 апреля 2012

«Трагедия профессора Хайека»

«Трагедия профессора Хайека»

Во вторник 17 апреля на методологическом семинаре «Трагедия профессора Хайека» студенты 1 и 2 курса факультета МЭО обсудили вклад научное наследие австрийского ученого Фридриха Августа фон Хайека (1899-1992) — одного из мыслителей экономической науки XX века.

Открыл семинар старший преподаватель кафедры экономической теории А.В. Пономарев, научный руководитель студенческого кружка «Австрийская школа экономики и современный либерализм». Отметив вклад ученого в развитие микро- и макроанализа, Александр Валерьевич рассказал о влиянии Хайека на формирование теории денег и модели конкуренции, о создании им теории рыночной экономики и обозначил особенности метода исследования Хайека.

Подлинной профессиональной трагедией ученого послужило почти полное забвение его взглядов в научной среде в середине XX в. На фоне кейнсианских и социалистических экспериментов государственного интервенционизма в ключевых странах мира. К счастью, в 1970- гг. на фоне провалов государственного регулирования, предсказанных ученым еще в 1930-е гг., его учение было справедливо отмечено Нобелевской премией 1974 г. за исследования по теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимовлияния экономических, социальных и институциональных процессов. Последней работой Хайека была опубликованная в Лондоне в 1989 г. книга «The Fatal Conceit: The Errors of Socialism», послужившая популяризации взглядов ученого в нашей стране.

Студенты обсудили некоторые положения научного наследия Хайека. Студентка 1 курса Татьяна Найденова выступила с докладом на тему: «Роль асимметричности информации в концепции «спонтанного порядка» Фридриха фон Хайека». В своем выступлении она показала отличие взгляда Фридриха фон Хайека на эту проблему от взглядов Дж. Акерлофа, выделила основные положения его теории «спонтанного порядка» и подчеркнула важность данной концепции для современной микроэкономики.

Екатерина Гобеджишвили (1 курс) показала недостатки современной антимонопольной политики в России и в мире на основе методологии Хайека, отметив искажающее регулирующее воздействие государственных органов на спонтанные сила организации общества. Екатерина на основе методологии Хайека и представителя более позднего поколения австрийской школы Доминика Арментано наметила контуры собственной исследовательской работы.

Студентка 1 курса Айсылу Мутигуллина в докладе «Профсоюзы: социальное добро или экономическое зло?» на основе работы Хайека «Право, законодательство и свобода» показала, что основной угрозой для рыночной экономики является не монопольное положение отдельных фирм, а эгоизм организованных государством групп.

Елизавета Соколова (2 курс) поделилась впечатлением от поездки в Венский университет, в котором Хайек защитил докторскую диссертацию по юриспруденции в 1921 г. и докторскую диссертацию по экономике в 1923 г. Елизавета отметила исключительную важность критики Хайека в адрес господствующей в XX в. парадигмы сциентизма — заимствования методологии естественных наук для анализа спонтанных общественных порядков.

Каждое выступление сопровождалось дискуссией, в которой принимали активное участие студенты 4 группы 1 курса и 8 группы 2 курса факультета МЭО. Посетившие методологический семинар высказали намерение сотрудничать со студенческими организациями МГИМО и других институтов для взаимного обмена результатами студенческих исследований на русском и английском языках.

Александр ПОНОМАРЕВ,
ст. преподаватель
кафедры экономической теории


Распечатать страницу