Разведка мастер-классом

26 сентября 2012

Разведка мастер-классом

Немногие студенты знают, что такое конкурентная разведка и чем она, например, отличается от разведки обычной. Поэтому, когда я впервые услышала это словосочетание, то сразу отправилась в Интернет за пояснениями. В электронном справочнике я нашла такое определение: «конкурентная разведка — это целенаправленная, постоянно функционирующая система сбора, обработки, анализа конкурентных сведений и использования полученной объективной информации о деловой среде, ресурсах, уязвимых элементах, намерениях конкурентов. Нельзя путать конкурентную разведку с черным PR и промышленным шпионажем, она действует только в рамках законодательства. Основными направлениями конкурентной разведки являются сбор информации, поиск путей развития и разработка новых стратегических подходов к финансовому планированию с целью завоевания преимущества на рынке».

Развернутое определение, однако, мало помогло мне в понимании предмета, и я решила отправиться на мастер-класс «Конкурентная разведка». Он был добавлен в программу кафедры ГИПиР в 2009 году. Первым преподавателем этой дисциплины, сразу завоевавшей популярность у студентов магистратуры, стал ныне покинувший нас Андрей Викентьевич Коротков. Сейчас на его место пришел Денис Валерьевич Алексеев, не менее замечательный профессионал и, что очень важно, практикующий специалист. Дениса Валерьевича без преувеличения можно назвать разносторонне развитой личностью. Он закончил философский факультет МГУ по специальности «политология» и там же защитил кандидатскую диссертацию по философии. В настоящее время Денис Валерьевич — успешный продюсер и сценарист, имиджмейкер и политтехнолог. Среди ступеней его круто ведущей вверх карьерной лестницы Госдума РФ и МГУ, Siemens и Триада-Фильм.

И вот, заинтригованная необычным предметом и личностью преподавателя, в очередную субботу в качестве вольнослушателя я заняла место в первом ряду. Денис Валерьевич, войдя в аудиторию, прежде всего, извинился за небольшое опоздание, чем приятно удивил студентов, видимо, не обласканных подобной вежливостью. Когда он начал занятие, мне сразу стало понятно, что сожалеть о потраченном времени не придется. Это была одна из тех лекций, на которых мысли о сне не приходят в голову, даже если вы не спали всю ночь.

Ее тема звучала как «информационные войны». «Если говорить с точки зрения теоретической мировоззренческой традиции, подобные войны существовали всегда», — пояснил студентам Денис Валерьевич. Главным орудием в этих войнах была ложь, точную дату появления которой назвать никто не может. Точнее, назвать можно, «но это будет очередная ложь».

Обратившись к истории первых вооруженных конфликтов, можно ясно проследить, что все они несли в себе заряд информативной агрессии, которая зачастую способствовала победе больше, чем мечи и луки. И это логично, так как дезориентировать своего противника, внедрить в его сознание миф о бесполезности сопротивления — значит, выиграть войну. Известно, например, что за полгода или год до того, как выступать в поход Чингисхан рассылал в соседние страны своих представителей, которые сеяли панику среди местного населения или, наоборот, усыпляли бдительность противника, всячески отрицая возможность нападения.

Особую важность информационной разведки и контрразведки впервые осознали в США, где секретные организации, занимающиеся сбором данных, стали появляться еще в 40-х годах XX века, с началом холодной войны. Сейчас в Министерстве обороны США действует специальный отдел, созданный по президентской директиве об информационной защите. Подобные учреждения на правительственном уровне существуют и в других странах мира, в том числе и России.

В качестве примера современной информационной войны, Денис Валерьевич привел недавний громкий судебный процесс между корпорациями Apple и Samsung, начатый из-за обвинений южнокорейского гиганта в плагиате американских технологий. «Яблочники», как известно, выиграли дело. Правда, с точки зрения законности, решение суда, вынесенное на территории США, силы не имеет. Тем не менее, важно другое: Samsung в результате потерял не только миллиард долларов компенсации, но и часть репутационного капитала. Недоверие потребителей, своеобразный «осадок», оставшийся после разбирательства могут сказаться на уровне продаж компании самым негативным образом. Поле PR-битвы осталось за Apple.

Преподаватель упомянул, что в наши дни подобные информационные кампании проходят постоянно, но бессмысленно обучаться их проведению по книгам, очень быстро устаревающим. Книги, изданные до 2000 года, уже бесполезны: ни одна из описанных в них теорий не работает по тем информационным каналам, которые доминируют сегодня. Работа в сфере информации в последнее время ведется в основном при помощи Интернета, мобильных технологий. По мнению Дениса Валерьевича, применять прежние методы в работе с информацией, «это все равно, что отправить вас со срочным донесением на роликах».

На своих мастер-классах Денис Валерьевич, как правило, не ограничивается теорией. В этот раз он пообещал студентам устроить моделирование реальной ситуации: разговор с чиновником или топ-менеджером, в течение которого необходимо узнать как можно больше информационных деталей.

Материал занятия оказался доступным и чрезвычайно полезным для осваиваемой мной профессии, но мастер-класс запомнился мне не только этим. Денис Валерьевич умело вплетал в контекст повествования занимательные примеры и истории из жизни. Он поделился своим опытом в бизнес-манипулировании, рассказал о тайных университетских обществах в США и антиглобалистах в Бразилии, удивительных законах в Испании, «сладкой жизни» в Италии и рухнувшей «греческой мечте». Мы узнали, как трудно работать с Безруковым и Бондарчуком, какой вопрос нужно задать президенту, чтобы вас перестали пускать на Петербургский экономический форум, как правильно преподавать американцам славянской внешности политическую историю России и многое другое.

В конце лекции преподаватель заметил, что информационные кампании могут быть по-настоящему опасным делом: «Если вы вступаете на это поле, вы должны понимать, что это война». Впрочем, он тут же успокоил студентов, заметив, что после этого курса они сумеют защитить себя в любой информационно-ненадежной ситуации.

После занятия, в одночасье пробудившего у меня интерес к дисциплине «Конкурентная разведка», Денис Валерьевич дал короткое интервью о курсе и его планах относительно него:

— Зачем предмет «Конкурентная разведка» нужен студентам МГИМО?

— Этот курс — хорошая теоретическая база, она позволяет узнать историю развития крупных корпораций, понять связь коммерческих компаний и политики. Он также помогает развитию базовых умений в основной специальности — дипломатии. Предмет должен быть интересен, он касается практических вещей именно с точки зрения применения технологий и содержит большой объем сведений по информационным войнам и информационным кампаниям. А зачем он нужен?.. Известно, что Россия сильно проигрывает в информационном поле западным корпорациям: в имидже, рекламе, репутационной составляющей. Это актуальная проблема: специалистов-профессионалов очень мало, а дело касается безопасности российского бизнеса и политики.

— Вы упомянули, что курс практический. Практика всегда интереснее, чем теория…

— Конечно. Когда человек делает что-то своими руками, он это запоминает. Используются все каналы получения информации и ее запоминания: визуальный, аудиальный, тактильный. Поэтому когда студент готовит какую-либо спецоперацию, он учится понимать свои ошибки и исправлять их в будущем.

— Что должны в первую очередь уметь ваши студенты по завершении курса?

— Моя главная цель в том, чтобы люди научились осознавать, когда ими манипулируют, где создается ложная информация и кому выгодно ее создавать, иначе говоря, отличать правду от лжи в информационном пространстве.

Поблагодарив Дениса Валерьевича, я отправилась за мнением «в народ» и выяснила, что лекции Дениса Валерьевича действительно не оставляют никого равнодушным. Вот что рассказала студентка факультета МЖ Дёмкина Анастасия:

— Каковы ваши впечатления от спецкурса «Конкурентная разведка»?

— Первое и самое яркое впечатление было таким: «Это именно то, что нужно для моей специальности, эти советы и секреты мне, безусловно, пригодятся». Здорово почувствовать себя в какой-то степени Джеймсом Бондом, узнавая тайны профессии, и понять, насколько важна в работе PR-специалиста любая информационная «мелочь». Примеры и факты, приведенные Денисом Валерьевичем, наконец, позволили мне увидеть свою специальность реальной и действительно интересной.

-Чем, как вы считаете, данный спецкурс поможет вам в будущем?

— Такие занятия позволяют студентам выйти за рамки университетских аудиторий. Общаясь со специалистом- практиком, мы получаем неоценимый опыт и современное представление о нашей профессии. Денис Валерьевич часто повторял во время своей лекции, что не советует смотреть нам информацию в учебниках по данному вопросу, поскольку она вся безнадежно устарела. А значит, рабочие знания этой сферы мы можем получить только благодаря таким практикующим специалистам, как он.

— Ваши пожелания, предложения.

— Хотелось бы, чтобы подобных спецкурсов было больше и практические занятия такого рода проводились чаще, чем теоретические.

Соглашаясь с Анастасией, хочется добавить, что спецкурс «Конкурентная разведка» — это действительно одна из самых интересных программ кафедры ГИПиР, и Денис Валерьевич Алексеев своим преподаванием раскрывает в ней новые грани, распахивая перед студентам двери в новое информационное общество.

Мария ПРОКОФЬЕВА,
студентка 2 курса факультета МЖ


Распечатать страницу