На кафедре философии обсудили доклад "Неориторика и современная картина мира"

22 января 2013

На кафедре философии обсудили доклад "Неориторика и современная картина мира"

На кафедре философии обсудили доклад

21 января д. филол. н. И.Анненкова (МГУ) представила на заседании кафедры философии свой доклад на тему «Неориторика и современная картина мира (лингвофилософский аспект)», отразивший тезисы её докторской диссертации:

«Особенностью СМИ следует признать то, что они, будучи продуктом Цивилизации, не вписываются в традиционное представление о цивилизационной деятельности: обслуживание Цивилизации происходит посредством основного носителя Культуры — национального языка. Такая деятельность СМИ есть деятельность по конструированию картины мира, которую мы и называем медиакартиной мира, в ней действительная реальность замещается реальностью медиадискурса и предлагается массовому адресату в качестве единственно верной.

Поскольку современная медиакартина мира мозаична, она требует анализа не ее отдельных фрагментов, а ее соотношения с Целым как онтологическим признаком бытия человека в мире. Поэтому в контексте междисциплинарности XX в. на авансцену гуманитарного знания вышла возрожденная и обновленная риторика. Современная риторика рассматривается как дисциплина о коммуникативной природе культуры в целом, с доминантой воспитательной компоненты. Такой статус неориторики позволяет использовать ее категориальный аппарат для осмысления СМИ как дискурса прозаического типа с персуазивно-перлокутивным эффектом.

Современная эпоха — это еще одна (на этот раз называемая постмодернистской) эпоха культуры готового слова, или культура интерпретации готового слова. Поэтому и сегодня неориторическая модель медиакартины мира выстраивается на основании классических понятий риторического канона: этос, логос и пафос — как обеспечивающих связь обновленной риторики с риторикой классической, где:

— Этос медиадискурса персонифицирован в риторической позиции журналиста-ритора, которая включает в себя весь спектр культурных, ментальных доминант конкретного общества и характеризуется как протеистичная. Все адресанты медиадискурса (от глав государства до «звезд» шоу-бизнеса) получают в процессе участия в нем «сакральный» статус медиаперсон.

— Пафос современного медиадискурса формируется с помощью смысла, ради которого этот текст порождается. А риторический смысл — это, чаще всего, убеждение или переубеждение. Сущность такой риторической модальности по отношению к картине мира вводит ее в философскую парадигму «общих модальностей человеческого духа», таких как эстетическая, этическая и собственно познавательная.

— Логос медиадискурса представлен такими стратегиями деятельности СМИ как манипуляция, гедонизм, десакрализация и стратегия культурного шока. Эти стратегии выступают в качестве механизмов интерпретации уже имеющегося национального образа мира в процессе формирования медиакартины мира».

Кафедра философии


Распечатать страницу