Доклад проф. Е.В. Бережновой о перспективах педагогики высшей школы

5 марта 2013

Доклад проф. Е.В. Бережновой о перспективах педагогики высшей школы

Доклад проф. Е.В. Бережновой о перспективах педагогики высшей школы

4 марта состоялось заседание кафедры Философии, на котором с докладом «Актуальные проблемы педагогической науки» выступила проф.Е.В. Бережнова:

«Перед педагогикой стоят методологические и специально-научные проблемы. В числе первых можно назвать:

  • самостоятельный статус педагогической науки;
  • соотношение фундаментального и прикладного аспектов в педагогике;
  • связь педагогической науки и практики;
  • разработка гуманитарных аспектов методологии педагогики;
  • развитие понятийно-терминологического аппарата.

Более подробно стоит остановиться на некоторых проблемах педагогики высшей школы, среди которых на первом месте стоит проблема содержания образования в высшей школе. Так, новый „Федеральный закон об образовании в Российской Федерации“ содержит ряд требований к структуре содержания образования, но не определяет само содержание образования. Преподаватель получает свободу в отборе и конструировании содержания учебного материала по своему предмету, способствующего формированию необходимых компетенций у студентов. Это актуализирует проблему подготовки молодых преподавателей к тому, чтобы уметь отбирать и конструировать содержание образования по своему предмету с учетом современных реалий, на основе Интернет-технологий.

Другая проблема — изучение и реализация педагогического потенциала электронных средств. Создаются электронные педагогические журналы, электронные учебные комплексы, электронные учебники, внедряются различные формы дистанционного обучения, появился компьютерный спорт. Однако в педагогике научно-педагогическое обеспечение таких средств пока обсуждается лишь на уровне постановки проблемы.

Третья проблема — индивидуализация образовательного процесса в университете, создание условий для выстраивания индивидуального образовательного „маршрута“ для каждого студента, что может быть частью реализации классических „академических свобод“.

Поскольку педагогика как самостоятельная дисциплина для МГИМО новое направление, для его развития необходимо:

  • составить общее представление о педагогическом компоненте в МГИМО;
  • в соответствии с новым законом „Об образовании“ разработать образовательную программу для аспирантов по педагогической специальности;
  • определить основные направления по сравнительным педагогическим исследованиям;
  • сделать МГИМО площадкой для обсуждения педагогических проблем высшей школы;
  • разработать программу повышения квалификации для преподавателей кафедр педагогики».

Доклад вызвал интерес преподавателей кафедры, в его обсуждении приняли участие заведующий кафедрой проф.А.В. Шестопал, проф.Т.В. Панфилова,В.С. Глаголев, доц.А.Н. Самарин, аспиранты кафедры.

/Е.В. Бережнова/



Распечатать страницу