Дни науки МГИМО-2013 на кафедре философии

30 апреля 2013

Дни науки МГИМО-2013 на кафедре философии

26 апреля 2013 года в рамках проведения Дней науки МГИМО состоялся Круглый стол «Межкультурная коммуникация и образование в современном мире». Заведующий Кафедрой философии А.В. Шестопал открыл пленарное заседание обзором проблем и стратегических направлений развития в сферах, обозначенных тематикой заседания. Далее проф. Шестопал предоставил слово основным докладчикам.


Первый доклад д.п.н., профессора Е.В. Бережновой «Педагогическое наследие А.С. Макаренко и методологические проблемы современной педагогики», был посвящен чрезвычайно актуальной теме – возвращению идеи коллективизма в процесс воспитания и образования сегодняшних молодых людей. В докладе подчеркивалась необходимость перехода от «пустой болтовни» к «теории, соединенной с практикой». Тем более значимым в данной связи представляется анализ тех исторических условий, в которых родился и сложился педагогический опыт Макаренко. Бережное, последовательное, системное и творческое перенесение его идей на почву МГИМО (У) многим из присутствующих показалось перспективным.

Далее с докладами выступили проф. М.В. Силантьева и проф. Т.М. Гуревич, которые во второй половине дня возглавили работу подсекции "Межкультурная коммуникация в современном мире" (уч. секретарь к. фил. н. Д.Н. Белова).

Вторую подсекцию провела проф. Н.В. Бережнова (уч. секретарь к. пед. н. Е.Э. Шишлова).

На этой секции, посвященной актуальным проблемам образования, выступили преподаватели и аспиранты МГИМО, обучающиеся по направлению «Теория и методика профессионального образования», - поистине фанаты своего дела: их обеспокоенность проблемами современного отечественного образования, готовность критически обратиться к зарубежному опыту и несомненное педагогическое мастерство внушают большой оптимизм и веру в будущее педагогической науки.

В работе конференции приняли активное участие не только преподаватели-лингвисты (к.культурологии Н.Н. Изотова, Т.А. Глебова, Т.А. Селезнева, М.М. Пенцова, Е.С. Ефремова и другие,  – как «остепененные» педагоги, так и аспиранты нашего вуза), но также преподаватели и аспиранты Государственной академии славянской культуры – вуза, с которым кафедра философии поддерживает давние научные связи. Блестящий доклад к.соц.н., проф. ГАСК А.Г. Климова «Антиметодология как ответ на инновационные пустоты» произвёл впечатление на всех участников обсуждения своей полемической заостренностью.

Оригинальные философские идеи были представлены в сообщении к.ф.н., доцента МИРЭА С.Г. Гладышевой «Кембриджские неоплатоники о проблеме религиозной толерантности». С этими идеями перекликался содержательный доклад представительницы нашего вуза – к.ф.н. Д.Н. Беловой «Категория женственности в философско-этическом дискурсе». Активное и заинтересованное участие в работе секции приняла к.ф.н., доцент, зав. Кафедрой общегуманитарных дисциплин  Российской академии музыки им. Гнесиных Т.П. Заборских.

 

Участники заседания секции имели возможность послушать выступления представителей разных научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, науковедения. Заинтересованное обсуждение приводило всех к пониманию учета новых научных знаний в процессе реформирования практики высшей школы.

Максим Владимирович Харкевич в выступлении по теме «Ценностные ориентиры российских ученых: опыт когнитивного картирования" довольно подробно остановился на методах осуществленного исследования, что особенно важно для молодых ученых, осваивающих основы методологии науки. Ценностные ориентиры российских ученых, которые выявили в ходе научной работы М.В. Харкевич и В.И. Коннов, были поводом для осмысления каждым присутствующим ценностных аспектов своей исследовательской позиции.

Шишлова Екатерина Эдуардовна, Тимофеева Полина в совместном выступлении актуализировали проблему целостности и биполярности в контексте единения и отчуждения двух ипостасей человека: женской и мужской. Был представлен анализ андрогинной, двойственной природы человека, побуждающей к гармонизации отношений в социуме, к взаимодействию феминного и маскулинного. Дифференцировались понятия андрогина, андрогинности и андрогинизации соответствующие культурным и социально-политическим условиям традиционного общества, общества модерна и постмодерна.

Проблема андрогинности была показана во взаимосвязи с проблемой гендера, занимающей существенное место в образовательном пространстве значительного числа зарубежных и отечественных университетов. Было обращено внимание на то, что развитие гендерных исследований на базе МГИМО(У) возможно в рамках магистратуры и аспирантуры. Совершенствованию образовательной практики могло бы способствовать внедрение специальных гендерных курсов в учебный процесс различных факультетов. 

Алексей Викторович Шестопал сказал о том, что необходимо поддержать и расширять гендерные исследования в университете.   

Ольга Владимировна Дроздова в своем выступлении отметила, что в современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов  в сфере международной экономики и коммерции. Одним из принципов, определяющих содержание профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих экономистов, является опора на междисциплинарную интеграцию иностранного языка и предметов профилирующих циклов. Преподавание  иностранного языка в тесной связи с такими предметами как: международные экономические отношения, экономическая теория,  культурология, прикладная социология, информационные технологии, правоведение может способствовать формированию целостного научного представления о социокультурном контексте функционирования финансово-экономической и социально-экономической сфер деятельности не только в собственной стране, но и в стране изучаемого языка. Это в свою очередь обеспечивает развитие профессионально-ориентированной социокультурной компетенции.

Калинина Светлана Дмитриевна в ходе выступления показала исторические этапы становления дистанционного обучения, его место и роль в организации образования для различных категорий обучающихся  в зарубежных университетах. Представленные ею статистические данные свидетельствовали о значительном отставании российских вузов в организации такого вида обучения. Светлана Дмитриевна обратила внимание на то, что содержание дистанционного обучения за последнее десятилетие претерпело существенные изменения. Если ранее оно заключалось в получении учебных материалов из Интернета, проверке преподавателем контрольных работ и т.п., то в настоящее время на первый план выходит такое использование информационных технологий, которое позволяет преподавателю в режиме реального времени вести учебный процесс, а обучаемому усваивать новые знания в удобном ритме жизни. При этом создается дистанционный аналог лекционных или семинарских занятий.

Мария Владимировна Костромитина свое выступление посвятила Болонскому процессу как стратегии реформирования российской высшей школы. Интерес представляли не только история и философия Болонского процесса, но и успехи вхождения российской высшей школы в этот процесс, а также трудности. Среди последних Мария Владимировна акцентировала внимание на переходе российских вузов на двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратура. Она предположила, что одной из причин медленного и сложного перехода вузов на двухуровневое обучение, является отсутствие механизма конкретизации Дублинских  дескрипторов применительно к бакалавриату и магистратуре, а также применительно к  различным направлениям подготовки.   

Ирина Георгиевна Коренева обратила внимание присутствующих на то, что каждый новый этап развития общества актуализирует известные, «вечные» проблемы, заставляя всякий раз взглянуть на них по-новому. К числу таких проблем, несомненно, относится и проблема мотивации поведения в одной из важнейших сфер общественной жизни – в сфере профессиональной деятельности. Обилие теорий и концепций не исключает необходимость разработки новых моделей, адекватно отражающих меняющуюся ситуацию. Ирина Георгиевна выразила уверенность в том, что улучшение системы управления мотивами профессорско-преподавательского состава возможно лишь при условии сохранения академических ценностей. 

Итоги работы секции, посвященной проблемам образования в высшей школе, подвел Анатолий Николаевич Самарин.  Он пожелал молодым исследователям дальнейших успехов.


Отрадно, что проблематика конференции вызвала резонанс среди студентов МГИМО (У) и ГАСК. Будущие дипломаты - нынешние первокурсники факультета Международных отношений Ксения Гудым, Арда Лушба, Дмитрий Бабасков, Анастасия Коваль - были пока только активными слушателями, не торопясь высказывать свои соображения; представители философского клуба МГИМО (У) – Айзан Амалиева и Святослав Жиленко (2 МО) - жадно ловили каждое слово; выпускницы ГАСК этого года – Ольга Лызлова и Ирина Чупрова, – готовясь влиться в ряды аспирантов, изучали процессы межкультурной коммуникации уже вполне на профессиональном уровне. Может быть, и правильно, что ребята пока молчали, ведь настоящий профессионализм начинается с умения слушать… и задавать вопросы!

Широкий интерес, проявленный участниками Дней науки, свидетельствует о том, что проблематика межкультурной коммуникации и образования остается ключевой в консолидации деятельности исследователей-международников в области вузовского образования, культурологии и философии культуры под эгидой нашего Университета.

/проф. Е.В. Бережнова

проф. М.В. Силантьева/



Распечатать страницу