Заседание секции «Образование в современном мире»

27 апреля 2013

Заседание секции «Образование в современном мире»

26 апреля в рамках Дней науки МГИМО состоялось заседание секции «Образование в современном мире». Мероприятие было организовано кафедрой философии. В нем приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты МГИМО.

Участники заседания секции имели возможность послушать выступления представителей разных научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, науковедения. Заинтересованное обсуждение приводило всех к пониманию учета новых научных знаний в процессе реформирования практики высшей школы. В своем выступлении «Ценностные ориентиры российских ученых: опыт когнитивного картирования» М.Харкевич довольно подробно остановился на методах осуществленного исследования, что особенно важно для молодых ученых, осваивающих основы методологии науки. Ценностные ориентиры российских ученых, которые выявили в ходе научной работы М.Харкевич и В.Коннов, были поводом для осмысления каждым присутствующим ценностных аспектов своей исследовательской позиции.

В совместном выступлении Е.Шишловой и П.Тимофеевой была актуализирована проблема целостности и биполярности в контексте единения и отчуждения двух ипостасей человека: женской и мужской. Они проанализировали андрогинную, двойственную природу человека, побуждающую к гармонизации отношений в социуме, к взаимодействию феминного и маскулинного. Кроме того, они дифференцировали понятия «андрогин», «андрогинность» и «андрогинизация», соответствующие культурным и социально-политическим условиям традиционного общества, общества модерна и постмодерна. Проблема андрогинии была показана во взаимосвязи с проблемой гендера, занимающей существенное место в образовательном пространстве значительного числа зарубежных и отечественных университетов.

Было обращено внимание на то, что развитие гендерных исследований на базе МГИМО возможно в рамках магистратуры и аспирантуры. Совершенствованию образовательной практики могло бы способствовать внедрение специальных гендерных курсов в учебный процесс различных факультетов. Алексей Викторович Шестопал сказал о том, что необходимо поддержать и расширять гендерные исследования в университете.

В своем выступлении Ольга Дроздова отметила, что в современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов в сфере международной экономики и коммерции. Одним из принципов, определяющих содержание профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих экономистов, является опора на междисциплинарную интеграцию иностранного языка и предметов профилирующих циклов. Преподавание иностранного языка в тесной связи с такими предметами как международные экономические отношения, экономическая теория, культурология, прикладная социология, информационные технологии, правоведение может способствовать формированию целостного научного представления о социокультурном контексте функционирования финансово-экономической и социально-экономической сфер деятельности не только в собственной стране, но и в стране изучаемого языка. Это в свою очередь обеспечивает развитие профессионально-ориентированной социокультурной компетенции.

Светлана Калинина в ходе выступления показала исторические этапы становления дистанционного обучения, его место и роль в организации образования для различных категорий обучающихся в зарубежных университетах. Представленные ею статистические данные свидетельствовали о значительном отставании российских вузов в организации такого вида обучения. Светлана Дмитриевна обратила внимание на то, что содержание дистанционного обучения за последнее десятилетие претерпело существенные изменения. Если ранее оно заключалось в получении учебных материалов из интернета, проверке преподавателем контрольных работ и т.п., то в настоящее время на первый план выходит такое использование информационных технологий, которое позволяет преподавателю в режиме реального времени вести учебный процесс, а обучаемому усваивать новые знания в удобном ритме жизни. При этом создается дистанционный аналог лекционных или семинарских занятий.

Мария Костромитина посвятила свое выступление Болонскому процессу как стратегии реформирования российской высшей школы. Интерес представляли не только история и философия Болонского процесса, но и успехи вхождения российской высшей школы в этот процесс, а также трудности. Среди последних Мария Владимировна акцентировала внимание на переходе российских вузов на двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратуру.

Она предположила, что одной из причин медленного и сложного перехода вузов на двухуровневое обучение, является отсутствие механизма конкретизации Дублинских дескрипторов применительно к бакалавриату и магистратуре, а также применительно к различным направлениям подготовки.

Ирина Коренева обратила внимание присутствующих на то, что каждый новый этап развития общества актуализирует известные, «вечные» проблемы, заставляя всякий раз взглянуть на них по-новому. К числу таких проблем, несомненно, относится и проблема мотивации поведения в одной из важнейших сфер общественной жизни – в сфере профессиональной деятельности. Обилие теорий и концепций не исключает необходимость разработки новых моделей, адекватно отражающих меняющуюся ситуацию. Ирина Георгиевна выразила уверенность в том, что улучшение системы управления мотивами профессорско-преподавательского состава возможно лишь при условии сохранения академических ценностей.

Итоги работы секции, посвященной проблемам образования в высшей школе, подвел Анатолий Самарин. Он пожелал молодым исследователям дальнейших успехов.

Елена БЕРЕЖНОВА,
профессор кафедры философии


Распечатать страницу