«Косово – душе моя…»

24 сентября 2013

«Косово – душе моя…»

«Косово – душе моя…»

14–15 сентября делегация МГИМО побывала на представительной международной конференции «Глобализация и десуверенизация», проходившей в Сербии, в городе Косовска-Митровица.

Профессора кафедры философии нашего вуза представили доклады: В.Глаголев — «Логика десуверенизации как принцип глобализации»; М.Силантьева — «Постсуверенизация» в Евразии: основные тенденции и аспекты формирования новых принципов «философии границы».

Среди организаторов конференции — Социологическое общество Сербии; Факультет сравнительного права Белградского университета и Философский факультет Приштинского университета (г. Косовска-Митровица). Отрадно, что в числе руководителей Программного комитета данного научного мероприятия, наряду с докторами из Белградского (Сербия) и Упсальского (Швеция) университетов, а также университетов г. Ниш (Сербия) и г. Гранада (Испания), профессор МГИМО В.Глаголев. Особенно в свете тех серьезнейших международных проблем, которые были поставлены Программным комитетом конференции перед ее участниками и горячо обсуждались в ходе острой дискуссии, последовавшей после презентации тезисов основными докладчиками. Следует отметить блестящую работу непосредственных организаторов конференции — профессоров Уроша Шуваковича и Бориса Братины.

Спектр мнений по вопросу глобализации, как водится, был чрезвычайно широк: от признания глобализации исключительно идеологией «американского насилия» (по типу известного анекдота: «У вас еще нету демократии? Тогда мы летим к вам!»), до трезвого понимания объективности этого явления, имеющий, как выразилась профессор Белградского университета г-жа Милица Матиевич, «объективно-субъективный характер». Объективный — потому, что данный процесс, хотим мы того или не хотим, представляет собой очевидную реальность нашей жизни. Субъективный — в силу его не менее очевидной зависимости от направленности политической воли его участников, включая не к ночи помянутую «национальную компрадорскую буржуазию».

Специфические изменения в области права, связанные с глобализацией, отмечались в выступлении профессора Йована Чирича из Белградского института сравнительного права. Профессор Зоран Видоевич из Белградского института общественных наук развивал как никогда актуальную сегодня мысль, высказанную в свое время еще П. Бурдье, о стирании границ личного суверенитета — процессе, параллельном ослаблению политического суверенитета в «глобальном обществе».

Докладчики были единодушны по вопросу о том, что «хоронить» национальные государства пока что рано, несмотря на то, что их организационные формы претерпевают на наших глазах существенные изменения. Для маленькой Сербии подобные изменения ассоциируются со стремлением «Большого Брата» (так здесь величают стратегов из Белого дома и Брюсселя) продолжить процесс дробления бывшей Югославии, чтобы затем вовлечь сравнительно небольшие, и потому политически слабые, страны в орбиту своей внешней политики на Балканах. Но — как выразился известный сербский социолог профессор Л.Митрович из Ниша: «кто владеет Сербией — владеет Балканами». И потому интерес Евросоюза к сербской «державности», вероятно, не будет ослабевать даже в свете проблемы Косово. Самопровозглашенной республике, а не Сербии, по всей вероятности первой предложат войти в состав ЕС — несмотря на то, что не много селений на Косовом поле, над которыми не развивался бы албанский флаг!

Подобные парадоксы имеют не только трагические, но и абсурдные, а то и просто смешные стороны. Так, сегодня в Сербии активно дискутируется вопрос об «иммунном конфликте» традиционных национальных ценностей и теории «прав человека», как их понимают в ЕС: сербам предлагается отказаться от мяса ягнят и поросят, потребление которого традиционно принято в славянских культурах, потому что в этом случае нарушаются права животных и нарушаются права детей. Но, как шутят сербы, «у свиньи не спросишь, согласна ли она отдать своего поросенка к хозяйскому столу».

Участники конференции имели не только время для научных дискуссий, но и обширную культурную программу. Дорога наша лежит из Косовской-Митровицы в объезд моста через реку Ибар (где до сих пор нередко происходят перестрелки), — «на Косово», как говорят сербы, в сердце этого древнего и прекрасного края.

Как и столетия назад, стоят на Косово сербские монастыри, названия которых говорят сами за себя — Печ Патриаршая, Высоки Дечаны, Грачаница. Как и столетия назад, местные монахи с молитвой собирают мед, режут деревянные иконостасы и — находясь под охраной сил международных КФОР — готовы защищать свои монастыри (каждый из которых, со всеми своими архитектурными и живописными шедеврами, сияющими золотом и лазуритом, еще в момент создания в 13 веке стоил столько, сколько и сегодня стоит небольшой город). Отрадно заметить, что спираль Бруно больше не опоясывает монастырские ограды; хотя распорки для нее оттуда не убраны. Вокруг монастырей ходят строгие албанские парни, долгими хмурыми взглядами провожают нашу автобусную колонну с полицейской машиной во главе старики, сидящие в многочисленных кофейнях. Женщин на улицах почти нет; зато вдоль дороги, петляющей в бесконечных кукурузных полях, выстроились рядами трех-четырех этажные дворцы (часто недостроенные), отражающие специфический язык албанской архитектуры.

Кого охраняют силы КФОР на Косово? Мирную жизнь его жителей? Экспансию соседнего государства под предлогом экономической помощи «косоварам» (этот политоним вызывает неподдельное негодование у сербских обществоведов, которые считают его «заказным» неологизмом)? Наркотрафик, ставший, если верить словам очевидцев, едва ли не главным источником доходов жителей этого региона?

Говоря о судьбе Косово, хочется закрыть глаза на эти страшные следы роковых действий всех участников бывшего конфликта. И хочется привести один известный пример: итальянские солдаты, стоящие на посту вокруг Высоких Дечан, были так поражены средневековыми сербскими храмами, что стали причащаться в них по православному обряду.

Перед самым отъездом наша делегация побывала на студенческой вечеринке по поводу защиты диплома молодым сербским социологом Дарко. Ребята — как ребята, умные и веселые; и девчонки хорошие. Только нет среди них ни одного, чью семью не задела бы страшная правда войны. Интересовались метафизикой света Роберта Гроссетеста, пели удивительно красивые сербские народные песни. Все слова этих древних песен знают все. Пели и ту, которую сложили жены, сестры и дочери тех, кого в 1389 году провожали на Косово поле, — зная, что они не вернуться. В этой песне нет ни капли «ноющей» интонации — только сдержанное пожелание удачи и выражение поддержки своим родным и любимым. И спасибо преподавателю кафедры социологии Приштинского университета Светлане Попич, попросившей участников скромного неформального события «показать русским профессорам душу нашего народа».

Чистая и сильная интонация этой песни, интонация душевной поддержки, как бы подхватывающей души сердца слушателей, — одно из самых ярких впечатлений от нашего общения с сербами. Эту же интонацию мы встретили в иконе Покрова, помещенной над входом в Соборную Церковь Белграда. Косово в свете этих впечатлений перестает восприниматься только как проблема — социологическая, политическая или даже геополитическая; перестает выступать лишь в виде спорной территории — не важно, независимой страны или «зеленого коридора» «из осман в Европу». Косово — «душе моя», как поется в песне. Косово — живой символ веры и страданий, в которых душа родного нам народа не потеряла себя, не озлобилась и не продалась.

Маргарита СИЛАНТЬЕВА
профессор кафедры философии


Распечатать страницу