Ольга Хотяшева: Бизнес-инкубатор станет более открытым

16 октября 2013

Ольга Хотяшева: Бизнес-инкубатор станет более открытым

В августе этого года наш университет вошел в число победителей конкурса Правительства г. Москвы на создание Центра начинающего предпринимательства на базе вуза. 25 сентября состоялось торжественное открытие ЦНП «Бизнес-инкубатор МГИМО» с участием представителей московского правительства. Мы поговорили с директором Центра О.Хотяшевой о том, что изменится в работе Бизнес-инкубатора и о перспективах развития студенческого предпринимательства в нашем вузе.

Ольга Михайловна, расскажите, как проходил конкурс? Благодаря чему Бизнес-инкубатору МГИМО удалось стать одним из немногих победителей?

Конкурс проводился уже второй раз, и в этом году конкуренция была выше, чем в прошлом — это отмечают сами организаторы. В общей сложности было подано 35 заявок, из которых в Департаменте отобрали семь победителей, причем в рамках нашего лота мы конкурировали сразу с шестью вузами.

Как мне кажется, залогом победы Бизнес-инкубатора МГИМО послужили два фактора. Во-первых, это достаточно высокий уровень соответствия тем требованиям, которые изначально закладывались в техническое задание по конкурсу. В этом году Бизнес-инкубатору исполнилось шесть лет, и за время его существования нам удалось сформировать системный подход к работе со студенческими проектами. У нас разработана комплексная программа тренингов по всем ключевым аспектам предпринимательства, необходимым студенческим стартапам, есть консультанты из числа преподавателей, имеющие большой опыт в консультировании проектов по написанию бизнес-плана, также мы давно и весьма успешно практикуем привлечение менторов-практиков. Кроме того, специфика нашего инкубатора заключается в том, что мы принимаем студентов на стадии идеи, что также полностью соответствует формату Центра начинающего предпринимательства.

Во-вторых, несмотря на высокий уровень соответствия на старте, мы все же провели серьезную подготовительную работу. Мы внимательно следили за ходом конкурса в прошлом году и за участием наших коллег из других вузов, оценивали свои возможности, примеряя на себя все требования и условия конкурса, так что к лету у нас уже было некое понимание того, как нам следует подойти к составлению заявки. Учитывая, что МГИМО — гуманитарный вуз и по опыту прошлых лет большинство проектов, вышедших из бизнес-инкубатора, относились к сфере услуг, мы решили сосредоточить усилия на заявке лишь по одному лоту, касающемуся созданию Центра начинающего предпринимательства в социальной сфере. Наши старания оказались не напрасны: по данному лоту МГИМО получил наивысший рейтинг и, что особенно приятно, мы вышли вперед главным образом за счет высоких качественных показателей.

Какие преимущества дает нашему бизнес-инкубатору приобретение статуса Центра начинающего предпринимательства?

Главным образом, это комплексная поддержка со стороны организатора конкурса — Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. Конечно, финансирование важно, поскольку уже сейчас я могу сказать, что оно позволило нам реализовать ряд интересных идей относительно развития нашей деятельности, но дело не только в нем. Являясь Центром начинающего предпринимательства, мы имеем возможность напрямую взаимодействовать с Департаментом и ГБУ «Малый бизнес Москвы», принимать участие в обсуждении тех или иных мер правительства по поддержке малого предпринимательства в Москве и использовать новые каналы продвижения наших студенческих проектов на уровне правительства города, что также очень важно и чего раньше у нас не было. В целом, могу сказать, что участие в конкурсе позволило нам оптимизировать всю ту деятельность, которая велась в бизнес-инкубаторе раньше, но главное — значительно ее масштабировать, спроецировав имеющийся опыт работы на более широкую студенческую аудиторию всех экономических и даже ряда неэкономических факультетов вуза.

Как изменится деятельность БИ МГИМО с преобразованием в ЦНП? Какие дополнительные обязанности это накладывает?

Частично я уже ответила на первый вопрос. Важно, что благодаря поддержке Департамента нам удалось провести широкую рекламную кампанию Центра начинающего предпринимательства в МГИМО, чтобы донести до всех студентов информацию о тех бесплатных услугах и возможностях, которые им предоставляет вуз. Сейчас о существовании Центра знают практически все, и это отличный результат работы в сентябре.

Среди дополнительных обязанностей, которые накладывает на нас участие в конкурсе, я бы отметила повышение уровня открытости Центра относительно начинающих предпринимателей не из МГИМО. Изначально мы были закрытым студенческим бизнес-инкубатором, ориентированным на студентов и выпускников нашего вуза и выполняющим, прежде всего, образовательную функцию. В соответствии с техническим заданием, нам нужно формировать не только внутренние, но и смешанные проектные коллективы совместно с другими вузами, а также участвовать в ряде городских мероприятий, фактически предлагая все те услуги, которыми пользуются наши студенты, более широкой аудитории. Впрочем, к этому мы тоже были готовы, поскольку еще с середины прошлого года совместно с МАТИ (РГТУ им. К.Э.Циолковского) мы реализуем программу Tech Events на базе ФПЭК, в ходе которой как раз создаем смешанные команды студентов гуманитарных и технических специальностей. Опыт оказался успешным, и в новом учебном году программа получила продолжение.

Что изменится для студентов? Как теперь будет проходить процедура преобразования смелых идей наших ребят в полноценные прибыльные бизнес-проекты?

С качественной точки зрения наши студенты получают все те же услуги, включая консалтинг по написанию бизнес-плана, тренинги, менторство и нетворкинг, плюс потенциальную поддержку со стороны Правительства Москвы — для наиболее успешных и перспективных проектов, которые нам удастся выявить к ноябрю—декабрю. В нашем Центре студенты по-прежнему получают все бесплатно, в том числе и рабочее пространство, вопреки распространенной практике бизнес-инкубаторов сдавать помещения в аренду. Несмотря на небольшие изменения по форме (например, новая анкета заявки), по своей сути этапы работы с проектами также остались прежними: студенты, которые обращаются к нам со своей идеей, проходят первичное собеседование, и мы, как правило, отсеиваем только те проекты, у которых низкий рыночный потенциал.

При этом студенты, чьи идеи мы отклонили, получают возможность реализовать себя в бизнесе несколькими альтернативными путями: либо присоединиться к другой проектной команде, либо принять участие в Tech Events, либо попробовать свои силы в открытии типового бизнеса (например, кафе или салона красоты) по готовому бизнес-плану. Последнее направление является для нас относительно новым, его мы реализуем совместно со Сбербанком, который готов выделять под такие проекты специальные кредиты для начинающего бизнеса.

Одобренным проектам назначается руководитель-консультант, который курирует проект и оказывает студенческой команде помощь при написании бизнес-плана. Когда бизнес-план написан и у команды уже есть четкое понимание бизнеса, возникают специфические отраслевые вопросы, которые мы стараемся решить с помощью приглашенных отраслевых экспертов. Наконец, готовый бизнес-план выносится на Экспертный совет, куда, помимо экспертов, приглашаются еще и потенциальные инвесторы. В ходе Экспертного совета студенты получают оценку бизнес-проекта и конкретные рекомендации и, если экспертов все более или менее устраивает, то мы помогаем зарегистрировать компанию, составить юридические документы, наладить контакт с потенциальными партнерами и решить массу других вопросов, связанных, к примеру, с формированием клиентской базы, продвижением услуг.

Пожалуй, наибольшие изменения в работе со студенческими командами произошли с точки зрения организации данного процесса: у каждого из этапов государственного контракта есть сжатые сроки исполнения, в связи с чем мы вынуждены устанавливать для студентов определенные временные рамки на написание бизнес-планов.

Каковы планы БИ МГИМО в ближайшем будущем?

В данный момент мы, конечно же, нацелены на максимально качественное проведение всех необходимых мероприятий согласно заданию конкурса. График расписан до декабря и включает полный цикл образовательных тренингов и коуч-сессий для проектных команд, участие в городских мероприятиях и выставках стартапов, а также организация премии среди лучших проектов нашего Центра и ЦПН других вузов. Премия получила название Young Lions Junior — по аналогии с Национальной премией «Молодые львы», которую мы ежегодно вручаем лучшим бизнес-инкубаторам в рамках Российско-американского форума по бизнес-инкубаторству. По результатам Young Lions Junior мы планируем наградить лучшие команды стажировками в лучшие инновационные центры США и Европы.

Что касается планов на будущий год, мы рассчитываем предоставить студентам дополнительные возможности в получении прикладного бизнес-образования. В частности, в ближайшее время мы запустим программу Softlanding, суть которой состоит в адаптации иностранных товаров и услуг под специфику российского рынка. Если нам удастся выполнить все условия конкурса, не исключено, что в следующем году мы продолжим сотрудничество с Департаментом. Однако, вне зависимости от того, как все сложится по данному направлению, вполне очевидно, что конкурс придал нам мощный импульс, и команда Центра приложит все усилия, чтобы не сбавлять темпов, сохраняя и расширяя текущий масштаб деятельности.

Портал МГИМО


Распечатать страницу