Лекция Е.Карачковой по культурной антропологии

28 октября 2013

Лекция Е.Карачковой по культурной антропологии

Лекция Е.Карачковой по культурной антропологии

25 октября с лекцией по культурной антропологии МГИМО посетила Е.Карачкова — старший научный сотрудник центра индийских исследований Института востоковедения РАН, индолог и специалист по Раджахстану. Темой лекции стал вопрос универсальности восприятия людьми действий и мотивов друг друга на примере бессмертного шедевра У.Шекспира «Гамлет».

Собравшиеся студенты, большую часть которых составляли востоковеды и африканисты, заранее получили особое задание: ознакомиться с книгой американского антрополога Лоры Боэннон «Conformity and Conflict: Readings in Cultural Anthropology», а именно прочесть известную историю из этой книги — статью под названием «Shakespeare in the Bush». Во время полевой экспедиции в Западную Африку, к племени Тив, автор книги постаралась выяснить, сумеют ли африканцы правильно понять смысл жемчужины английской литературы, разумеется, адаптированный ею к реалиям их племенной жизни. Например, король в ней стал великим вождем, королевство — простым племенным поселением, а Полоний — человеком, который много знал.

Однако, несмотря на уверенность в универсальности творения Шекспира, американская исследовательница почти сразу столкнулась с трудностями толкования пьесы. Так, сцена появления призрака у ворот замка Ильсинор вызвала серьезное недоумение у представителей племени Тив. Женщина постаралась объяснить им, что ghost — это «тот, кто умер, но ходит и разговаривает». Африканцы выдвинули сразу несколько возражений. Если то был вызванный кем-то дух, почему он говорил? Духи не разговаривают. А, судя по объяснению Лоры Боэннон, это был и вовсе не дух, не призрак, а зомби.

Что удивительно, сами мотивы поступков и поведение героев пьесы остались непонятыми представителями племени Тив. Они не могли согласиться с тем, что Горацио решил рассказать о появлении призрака Гамлету. Ведь только старейшина племени имеет право вступать в контакт с духами. Африканцев возмутила и сцена, когда Гамлет упрекает мать в слишком скором замужестве, нарушившем траур. По их мнению, вдова должна быстро найти мужа из чисто экономических соображений (женщина не в состоянии обработать поле так, как это сделал бы ее супруг). Согласились с Шекспиром представители племени Тив только в одном: что братоубийство — это преступление. Но даже месть Клавдию была делом вовсе не Гамлета, а старейшины племени. Так, казалось бы, общечеловеческие ценности воспринимаются по-разному членами различных этнических групп.

Студенты активно включились в дискуссию и предположили, что, возможно, если бы американский антрополог сосредоточилась именно на ценностях (предательство, препятствия, любовь), а не на событиях, она бы добилась большего успеха.

В конце лекции Елена Юрьевна рассказала немного о культурной антропологии. Она обратила внимание на то, что антропология не ограничивается изучением строения человеческого тела, а культура правильнее всего определяется как «паутина смыслов», в поэтичной трактовке М.Вебера. Исследовательница особо отметила необходимость поддерживать прямой контакт с теми народностями, которые не имеют даже собственной письменности, так как, если они исчезнут, то исчезнут без следа. Не скрывая трудностей профессии, российский антрополог все же сумела заразить молодых исследователей серьезным интересом к этой области.

В завершении лекции Е.Карачкова дала совет будущим дипломатам не ограничивать знакомство со страной пребывания во время своих миссий только перемещением от посольства к машине и обратно. Важно увидеть страну во всем многообразии: противоречивом, сложном, с не всегда уловимыми, таинственными смыслами. Только так можно узнать ее по-настоящему, понять стоящие перед ней исторические цели и задачи, и выстроить конструктивный диалог с ее жителями. А разве не в этом состоит главная задача дипломата, которому не помешало бы иногда быть еще и культурным антропологом?

Гульнара ЗАХАРОВА,
студентка 3 курса Факультета политологии,
Отдел информационного обеспечения
Студенческого союза МГИМО


Распечатать страницу