Школа бизнеса МГИМО: хорошая теория позволяет учиться на чужих ошибках

26 декабря 2013

Школа бизнеса МГИМО: хорошая теория позволяет учиться на чужих ошибках

Школа бизнеса МГИМО: хорошая теория позволяет учиться на чужих ошибках

На вопросы корреспондента Школы Бизнеса ответила Светлана Куликова — директор по корпоративному маркетингу Группы компаний ITE в России, ведущий специалист мирового рынка выставочных услуг, активно участвует в учебно-образовательных проектах МГИМО и пишет кандидатскую диссертацию на кафедре Менеджмента и маркетинга под руководством доцента Е.Рудой.

Светлана, Вы не новичок в преподавании и работаете с разными аудиториями. Используете ли Вы какие-то особые подходы в работе со слушателями этой программы? В каком формате проходят занятия?

Лекции — обязательный элемент программы, ведь в любой профессии нужна база. Теоретическая основа помогает систематизировать материал и, главное, позволяет учиться на чужих ошибках. Нужно, чтобы слушатели научились задавать правильные вопросы и думать, как маркетологи — а это, как показывает практика, самое сложное. Как только этот навык освоен, дальше все отлично получается. После этого можно переходить к «кейс стадис». Изучение лучших практик — основа моей методики. Считаю ее максимально удобной и эффективной формой обучения.

Как Вы считаете, Выставочный менеджмент — это прикладная дисциплина для маркетологов? Или этими технологиями должен владеть любой специалист, работающий на международных рынках?

Дисциплина абсолютно прикладная. Участие компании в выставке — это полноценный маркетинговый проект. Он включает в себя и множество элементов, которые применимы не только в выставочном деле: анализ рынка, постановку целей и задач, разработку позиционирования и так далее. Дисциплина пригодится специалистам, работа которых связана с международным маркетингом, ведь выставки — это один из наиболее эффективных инструментов выхода на новые рынки сбыта и расширения географии продаж.

По Вашему мнению, возможно ли овладеть профессией на практике? Или все-таки необходимы теоретические основы выставочного менеджмента?

Как я уже говорила, теория помогает сформировать «систему координат» и дает возможность комплексного осмысления поставленных задач. Знание лучших практик позволяет решать задачи «не изобретая велосипед», а проработка примеров из самых разных областей учит думать out-of-box.

Еще одна «фишка» наших занятий то, что студенты учатся находить и выявлять маркетинговые ошибки. Это важный аспект, поскольку если они умеют их видеть, они с меньшей вероятностью сами будут их совершать.

Какие ключевые профессиональные и личные навыки необходимы, чтобы стать специалистом в этой сфере?

Обычно это так: или человек очень любит выставки, или он не работает в этой области. По-другому не бывает. А любовь приходит через осознание того, насколько важную роль выставки играют в развитии отраслей и отдельных компаний, а также понимание положительного влияния выставок на экономическое развитие региона их проведения. На выставках встречаются ведущие эксперты из разных стран. Здесь они могут обсудить конкретное оборудование или предложенное техническое решение. Практические вопросы, которые затрагиваются в ходе таких дискуссий, могут привести к возникновению совершенно новых идей, которые впоследствии внедряются в производство. И их реализация двигает вперед как отрасли, так и экономику в целом.

Видите ли Вы различия в подготовке специалистов в области выставочной деятельностью в России и на международном уровне?

Ведущие выставки — мероприятие со значительной международной составляющей, при этом выставки — это услуги, которые априори по своей сути легко копируются. И, соответственно, ведущие международные выставки проходят на примерно одинаковом уровне, а внедрение эффективных инновационных решений одним организатором достаточно быстро подхватывается остальными. Важную роль при организации выставок играет знание межкультурных особенностей. Например, в рекламных коммуникациях международного мероприятия необходимо, чтобы используемые цвета и образы не несли негативной смысловой нагрузки для представителей отдельных культур. Различий же в программе обучения практически нет.

Что касается самого бизнеса, то он отражает экономическую и отраслевую ситуацию. Если все стабильно, то и рынок выставок растет, а в кризисные годы падает. Кстати говоря, сейчас Россия показывает позитивную динамику развития рынка выставочных услуг. Причина, прежде всего, в том, что строятся крупные выставочные комплексы, соответствующие международным стандартам. Отсутствие таких площадок являлось ограничителем развития отрасли.

А развитие рынка выставочных услуг важно, т. к., по данным исследований, проведение выставок положительно влияет на экономику регионов проведения. Согласно прогнозам экспертов, Россия в ближайшее время может выйти на 6 место в мире, обогнав Италию.

Какие обычно задают вопросы? Какие темы наиболее актуальны сегодня в дискуссиях?

Ребята очень мотивированы и задают вопросы конкретно из своей практики: как лучше поступить, где искать решение проблемы, почему так получилось. Мы разбираем кейсы, вместе ищем эффективные решения. Но вообще группа хорошо реагирует на все темы. Мы начинаем с анализа и постановки задач и проходим полный цикл организации участия в выставке. На каждом занятии у нас живые дискуссии, обсуждаются очень грамотные и интересные вопросы.

Среди Ваших слушателей есть те, которые хотят организовать свое дело. Как Вы считаете, Ваши занятия мотивируют их на работу в индустрии выставочных услуг?

Ребята и так очень мотивированы. Они задают практические вопросы, и видно, что им нравится то, что они делают. Я уверена, что у них все получится, если они захотят. И надеюсь, что наши занятия им были полезны, и они не будут повторять чужих ошибок.

Какие напутствия Вы можете дать слушателям программы «Международный маркетинг»?

Было бы замечательно, если бы они оставались такими же мотивированными, и тогда у них все получится. Обязательно пусть продолжают задавать правильные вопросы и искать нестандартные ответы, которые помогут им значительно продвинуть свои компании на фоне конкурентов. И эффективного участия в выставках — теперь они это точно умеют!

Светлана, и в заключении, еще один вопрос — как начинается и проходит Ваш день ведущего специалиста в выставочном бизнесе?

Как и у любого специалиста. Начинается очень рано и заканчивается поздно, а проходит очень эффективно.

Беседу вела Екатерина КОЗЫРЕВА


Распечатать страницу