Конференция «Креативная экономика как фактор регионального развития»

3 апреля 2014

Конференция «Креативная экономика как фактор регионального развития»

Конференция «Креативная экономика как фактор регионального развития»

29 марта клуб Oeconomicus провел очередное мероприятие в рамках проекта «Креативная экономика». Несмотря на внеурочное время и манящее весеннее солнце, все участники конференции «Креативная экономика как фактор регионального развития» получили несколько часов увлекательного обсуждения достижений и проблем в области креативной экономики.

Дождавшись, пока специалисты настроят всю необходимую технику, руководитель проекта «Креативная экономика» Тамам Гусейнова поприветствовала собравшихся и объявила о начале конференции. Специальным гостем стал Кирилл Александрович Пузанов — руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ. Он сразу же открестился от звания эксперта и заявил, что намерен наравне со всеми участниками разбираться в том, что же такое креативная экономика, и по возможности поделиться своим опытом.

Первая часть конференции была посвящена достижениям разных городов мира в сфере креативной экономики. Для начала участники конференции ознакомились с видеопрезентацией калифорнийского колледжа искусства и дизайна Otis College о развитии креативной экономики штата для того, чтобы понять, в чем заключается американский подход к этому направлению. Следующие два доклада представили уже сами студенты клуба. Темами их выступлений стали постиндустриальные города Гонконг и Мумбаи, превратившиеся в локальные центры развития креативной экономики. В частности, первый докладчик, Дарья Целых, отметила, что Гонконг сегодня — один из лидеров в области кино, телекоммуникаций, дизайна, в городе созданы и действуют фонды и программы по развитию креативной экономики. Последние десятилетия характеризуются появлением творческих кластеров: открывается множество выставочных галерей, творческих заведений, торговых центров, активно финансируется образование. Для развития этих кластеров привлекаются все заинтересованные организации. Таким образом, сейчас в Гонконге насчитывается 15 развитых сфер креативной экономики, среди которых реклама, дизайн, кино, спорт, туризм и пр.

В докладе об индийском городе Мумбаи было подчеркнуто, что особенностью этого региона является большой контраст между бедными и богатыми районами. Кроме того, докладчик Анна Андреева отметила взаимосвязь различных сфер креативной экономики: каждая отрасль стимулирует следующую, например, достижения Болливуда повысили популярность города и вызвали рост туристической сферы. Туризм, в свою очередь стимулировал развитие области развлечений. Главной мыслью этих докладов было то, что развитие креативной экономики оказывает положительное влияние на развитие региона в целом: создаются новые рабочие места, стимулируется образование, растёт объём инвестиций, повышается уровень жизни.

Выслушав доклады, участники перешли к обсуждению. Началась дискуссия с попытки договориться о точном значении понятия «креативная экономика» и о том, что можно считать отраслью креативной экономики. Возникли споры о том, является ли киноиндустрия, упомянутая в обоих докладах, сферой креативной экономики. С одной стороны, высказывались мысли о том, что отрасль креативной экономики имеет довольно небольшой жизненный цикл, потому что после превращения в успешный прибыльный бизнес она перестает быть креативной индустрией и становится массовым продуктом. Другие участники заявляли, что креативную экономику нельзя ограничивать мелким локальным масштабом, иначе она бы не смогла стать фактором развития региона. Также возникла дискуссия о возможности аутсорсинга в областях креативной экономики. Вопрос о самой сущности креативной экономики даже после оживленного обсуждения остался открытым, но участники конференции сошлись на том, что ее целью является привлечение и объединения как можно большего количества людей и создание максимально комфортного климата для реализации проектов, направленных на улучшение уровня жизни, развитие творчества. Также была высказана мысль о том, что в каждом конкретном регионе своя уникальная модель креативной экономики, которую невозможно в точности воспроизвести в другом месте.

Часть, посвященную российским городам, открыл Артем Богачев с докладом о креативной экономике в Перми. Этот город неоднократно обсуждался в ходе конференции как один из удачных примеров развития креативных индустрий в России. Было отмечено, что Пермь, обладающая серьезной промышленной базой, сумела сделать качественный скачок в области креативной экономики благодаря активному участию молодежи и помощи городских властей. Рост проявляется в активной разработке проектов по преобразованию города, открытии творческих кафе, музеев, дискуссионных площадок, а также амбициозных планов по созданию Пермского гуманитарного университета.

О достижениях другого крупного промышленного города, Красноярска, участникам рассказала Александра Андреева. Здесь оказалось гораздо больше проблем, главной из которых является низкий уровень жизни и невысокий уровень доходов населения. В данный момент все городские проекты связаны с промышленностью, и бизнес, основанный на творчестве, находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, прошедший недавно в Красноярске экономический форум дает надежду на постепенное улучшение ситуации и развитие в городе креативных индустрий.

Ну, а третьим городом, представленным участникам конференции, стал Калининград. Светлана Гриднева рассказала, что, благодаря выгодному географическому положению и исторически тесным связям с западными странами, развитие креативных отраслей экономики в этом регионе происходит быстрее, чем в большинстве российских областей. Большую роль играют дотации, выделяемые Калининграду на развитие креативных индустрий, а также инвестиции европейских партнеров. Помимо активного участия в продвижении искусства в городе развиваются такие направления, как дизайн и современная архитектура. Также мы узнали, что в Калининграде создаются «живые библиотеки», креативные библиотечные лаборатории, проводятся международные семинары и конференции. В городе большое значение придают созданию и распространению местных легенд, также помогающих в развитии творческих кластеров и привлечении инвесторов. Многие проекты Калининграда — пилотные, и вполне возможно, в дальнейшем будут использованы в других городах.

Затем активная участница конференции Елизавета Кизилова выступила с объемным и оригинальным докладом о том, как представители культуры хипстеров влияют на мировую экономику. Докладчица сразу же обозначила, что она отождествляет «хипстерский класс» и пресловутый креативный класс, так как именно хипстеры в большинстве своем развивают креативную экономику. Несмотря на неоднозначное отношения к этой субкультуре, хипстеры составляют как раз ту социальную прослойку, которая в наибольшей степени заинтересована в развитии креативных индустрий. Елизавета выдвинула тезис о том, что именно хипстеры, интересуясь последними новостями и тенденциями в области моды, создают новые креативные идеи, маленькие, но эффективные творческие предприятия, чьи продукты со временем становятся доступными большинству граждан. В частности, было приведено множество интересных фактов: например, ВВП «мира хипстеров» составляет 100 миллиардов долларов. Хипстеры создают небывалый спрос на одежду, аксессуары, литературу и готовы тратить за предметы моды огромные деньги, стимулируя таким образом развитие креативной экономики. Креативная докладчица даже привела схему «как построить успешный хипстерский бизнес». В России же, по ее данным, проживает около 350 тысяч людей, относящих себя к хипстерам, но в нашей стране существует довольно много проблем для развития креативных предприятий. Главной проблемой Елизавета назвала слабо развитый малый и средний бизнес, а также слабое проникновение хипстерской культуры в регионы. Тем не менее, положительные тенденции есть: креативная экономика постепенно распространяется по регионам. Среди наиболее развитых «хипстерских» городов вновь была названа Пермь. Кроме того, недавнее подписание премьер-министром Д.Медведевым указа о создании агентства поддержки малого и среднего бизнеса обещает дать толчок к развитию креативной экономики по всей стране.

После выступлений участников вновь начались обсуждения. Больше всего вопросов и различных мнений было по последнему докладу. Например, завязался спор о том, кого можно, а кого нельзя назвать хипстером. Также участникам дискуссий было интересно, могут ли, согласно заявлению предыдущего оратора, хипстеры быть одновременно производителями и потребителями в креативной экономике, а также стоит ли объединять понятия «хипстеры» и «креативный класс». Вернувшись к теме регионов, один из участников затронул тему авторских прав и предположил, что одной из задач креативной экономики может стать создание базы доступных для всех произведений литературы.

По итогам конференции участники пришли к следующим выводам: универсального определения креативной экономики на сегодняшний день нет, потому что в каждой стране, в каждом регионе креативная экономика имеет свой смысл, свой путь развития. Главным фактором в креативной экономике является творческая идея, поэтому главная задача — помочь человеку реализовать его творческий потенциал, создать условия для его применения в конкретном регионе. Поэтому большую роль играет развитие взаимоотношений между активной молодёжью, стремящихся реализовывать свои идеи и преображать мир. Приятным выводом явилось то, что сам клуб Oeconomicus активно развивает это направление не только в стенах института, но и за его пределами. Экономический клуб МГИМО активно участвует в развитии Ассоциации экономических клубов России, сотрудничая с региональными университетами. В конце мероприятия участники посмотрели видеообращения студентов из вузов, участвующих в Ассоциации — Воронежского государственного университета и екатеринбургского Уральского государственного экономического института. Они пожелали участником конференции удачи и выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству.

Заключительное слово было предоставлено президенту клуба Oeconomicus Алене Долговой и научному руководителю Анне Викторовне Макаренко. Они поблагодарили гостей за интересные доклады и увлекательные дискуссии и выразили надежду, что следующие мероприятия в рамках проекта «Креативная экономика» удастся провести на региональных площадках. После этого участники отправились в атриум нового корпуса на субботний музыкальный вечер команды Live Music Club. MGIMO.

Алексей ЧУРИЛОВ,
студент 2 курса МЖ


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Даниела ИСТРАТИЙ 9