Игра «Всемирное рыболовство»

15 апреля 2014

Игра «Всемирное рыболовство»

Игра «Всемирное рыболовство»

11 апреля в рамках Дней науки МГИМО кафедра МКППиЭ совместно со специалистами Экоцентра «Заповедники» Юлией Верещак и Ксенией Гаспарян провела игру «Всемирное рыболовство».

Имитационная игра была создана знаменитым Деннисом Медоузом для того, чтобы научить людей устойчиво использовать возобновляемые ресурсы. Поиграв один раз во «Всемирное рыболовство», участники игры понимают причины критического состояния рыбного хозяйства мира: 75% всех рыбных ресурсов исчерпано или находится под угрозой исчерпания (данные ФАО).

На восьмой год (ход) игры стало понятно, что ловить четырем рыболовецким компаниям нечего. По полученной прибыли выиграла команда, наиболее агрессивно эксплуатировавшая общую акваторию, меньше всех заработала компания, громче всех взывавшая заключить соглашение и установить квоты для вылова.

Всех участников — студентов-экологов 1 и 3 курсов — поделили на четыре команды (рыболовецкие компании), объяснили правила, выдали игровое поле с общей акваторией, начальный капитал, листы решений (таблицы, в которые команды вносят свои решения — о том, сколько кораблей отправляют в глубоководную, сколько в прибрежную зону, сколько кораблей куплено, продано, или решено построить и т. п.), и объявили первый аукцион по продаже кораблей. Цель каждой команды — получить максимум прибыли при сохранении рыбных запасов.

Первые пять кораблей были проданы быстрее, чем прозвучало предложение заключить соглашение между компаниями. Гонка за выловом-прибылью началась! Уже на третий год промысла, одна из компаний приобрела 26 кораблей, стабильно игнорируя все призывы квотировать вылов. Остальные компании, видя подобный нигилизм, начали продумывать свои промысловые тактики, с целью не уступить прибыль. На пятый год, после небольшого падения вылова, компаниям удалось достичь соглашения и оставить в глубоководной зоне не более пяти кораблей от каждой компании. Компьютер (все решения команд вносились в специальную программу, которая генерировала данные по улову, прибылям и оставшимся запасам) показал некоторое восстановление популяции рыбы в глубоководной зоне и небольшой рост в прибрежной. Это успокоило команды, создало обманчивое, как оказалось позже, мнение, что порог восстановления популяции еще не пройден и можно еще как следует порыбачить.

Команды продолжили покупать корабли, высчитывать коэффициенты для понимания того, в какую область сколько нужно отправлять кораблей, подслушивать конкурентов. Компания, имевшая 26 кораблей, воспользовалась неувязкой в переговорах и заявила, что больше не войдет ни в какие соглашения.

В последующие два года стало ясно, что популяция рыбы больше не восстановится, а владение одной из команд большим количеством кораблей делало невозможным достижение договоренности об ограничении количества траулеров в море. Ведь за простой в гавани, приходилось платить и издержки распределяются неравномерно… Восьмой год промысла показал, что простой окажется дешевле, чем выход в море, и игру решено было закончить.

Итог печален: практически вся рыба выловлена, и всем компаниям, чтобы не разориться, нужно либо уходить в другое море, либо начать тратить все заработанное на восстановление популяции рыбы.

В конце игры ведущие спросили участников о том, каковы были их стратегии и смогли ли они реализовать их. На экран был выведен график типичного поведения системы, которую создали игроки. Сначала рост рыболовецкого флота шел вместе с ростом вылова, но потом линии пересеклись и лов рыбы неумолимо приближался к нулю. По прибрежной зоне был замечен эффект запаздывания, когда вылов увеличивается, а количество рыбы не уменьшается. Но потом, в один момент, вылов резко упал.

В ходе обсуждения было выяснено, что стратегия, которую вела компания с 26 кораблями (ее поведение ведущие сравнили с поведением в реальном мире США) устойчива только на короткий период времени, тогда как стратегия команды, склонявшей участников к соглашению («Норвегия»), устойчива в долгосрочной перспективе. Команда, занявшая по прибыли второе место (ее сравнили с Японией), путем расчетов ориентировалась на то, чтобы обмануть команду «США», а команда, занявшая третье место («Китай»), из экологических соображений соглашалась на квотирование, при условии, что все его примут, но быть последовательным союзником «Норвегии» ей мешали много закупленных в начале игры кораблей и нежелание упустить прибыль.

Игра «Всемирное рыболовство» дает очень ясное понимание того, как быстро наступают последствия решений, почему хорошо известный принцип устойчивого развития труднодостижим, но, главное, игра демонстрирует то, как много в деле сохранения природы зависит от сотрудничества людей друг с другом.


Распечатать страницу