Участие в VIII Конвенте РАМИ (секция «Глобальное образовательное пространство: вызовы и возможности»)

4 мая 2014

Участие в VIII Конвенте РАМИ (секция «Глобальное образовательное пространство: вызовы и возможности»)

Участие в VIII Конвенте РАМИ (секция «Глобальное образовательное пространство: вызовы и возможности»)

25 апреля в рамках VIII Конвента РАМИ впервые состоялась работа секции «Глобальное образовательное пространство: вызовы и возможности», объединившей преподавателей, аспирантов, магистрантов МГИМО, МИОО, РГГУ и других ведущих вузов, которые занимаются проблемами образования и акцентируют внимание на педагогических проблемах.

Открывая работу секции, профессор кафедры педагогики и психологии Е.Бережнова отметила, что в условиях глобализации образования конкуренция между университетами выходит на новый уровень. Ряд явлений свидетельствует о том, что прежние модели организации образовательного процесса в университете не работают, а изменить их отдельными нововведениями не получается. Все отчетливее проявляется необходимость глубокой и срочной трансформации высшего образования. Каким будет университет будущего? Что должен сделать каждый, чтобы отстоять свое право на существование в современном университете? Эти вопросы объединили участников дискуссии.

Аспирант кафедры педагогики и психологии С.Калинина обратила внимание на событие, которое стало заметным в российском высшем образовании. В 2014 году на Coursera.org дебютировали три российских вуза: Высшая школа экономики, Московский физико-технологический институт (МФТИ) и Санкт-Петербургский государственный университет. Эти высшие учебные заведения стали первыми российскими вузами, ответившими при помощи онлайн-курсов на вызовы, диктуемые глобализацией высшего образования. К этим вызовам можно отнести борьбу за талантливого и мотивированного на получение высшего образования студента и повышение конкурентоспособности вуза на мировой образовательной арене. Было высказано предположение о том, что онлайн-курсы могут способствовать процессу дифференциации в высшем образовании.

Профессор Российского государственного гуманитарного университета А.Каримова представила результаты анализа воздействия международных рейтингов на глобальное, региональное (СНГ) и российское образовательные пространства. Этот анализ показал, что на практике наибольшей отдачей обладают латентные функции рейтинга, которые меняют модель создания и трансляции научных знаний, а также трансформируют ценностные установки преподавателей и студентов.

Продолжая разговор, профессор Московского института открытого образования Л.Перминова подчеркнула, что необходимо помнить о различных уровнях обучения — социальном, педагогическом/теоретическом, дидактическом, — интегративно представленных в деятельности каждого педагога через призму его целей и ценностных смыслов, рефлексии, профессионализма. Глобальность образовательных замыслов должна предусматривать и глобальный характер возможных рисков: ошибки педагога как главного субъекта образовательной системы будут транслированы в будущее. В связи с этим особое внимание к подготовке педагога, способного искусно организовать познавательную деятельность обучающегося. Этому необходимо учить и учиться. Глобализация образования требует усиления методологической функции дидактики в методиках преподавания различных дисциплин, и в этом интегративный характер научно обоснованных путей повышения качества образования в университетах страны.

Заведующая кафедрой английского языка №7 к.пед.н. доцент И.Мазаева показала, что личностные свойства человека являются базовой, исходной составляющей профессиональной компетентности человека. Существующие концептуальные представления о личностных свойствах профессионалов в отечественной и зарубежной литературе предполагают серьезную воспитательную работу со студентами. Особый интерес вызвали результаты исследования требований к профессиональным умениям взаимодействия в международных организациях (И.Мазаева, А.Блохина).

В заинтересованной дискуссии приняли живое участие преподаватели и молодые ученые — аспиранты. Темы их выступлений касались главных сущностных черт дидактики высшей школы: деятельности преподавания, деятельности учения и содержания образования. Доцент кафедры английского языка №1 Н.Цветкова убедительно доказала, что глобализация образовательного пространства предъявляет новые требования к профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка. Доцент кафедры английского языка №6 К.Чикнаверова представила предпосылки обновления иноязычного образования в современном российском университете.

Дальнейшее обсуждение было посвящено социальным и культурным ориентирам обновления содержания образования в высшей школе (Т.Макарова); средствам формирования умения у будущих политологов-международников вести межкультурный диалог (Н.Рябенко); факторам, определяющим мотивацию профессорско-преподавательского состава к успешной деятельности (И.Коренева); условиям участия студентов в выстраивании индивидуальной траектории образования (Н.Шапошникова), мотивам выбора различных стратегий дополнительного образования (О.Курденкова), проблемам разработки механизма перехода от общих описаний к конкретным представлениям о результатах обучения в высшей школе (М.Костромитина); вопросам становления личности студента в условиях глобализации образования (Д.Пекушкина).

Состоявшееся событие можно считать моментом зарождения новой традиции в рамках педагогического направления работы МГИМО.

Кафедра английского языка №7


Распечатать страницу