Я.Скворцов и Н.Шевцов о магистерских программах «Международная журналистика» и «Высшая школа научной журналистики»

30 июня 2014

Я.Скворцов и Н.Шевцов о магистерских программах «Международная журналистика» и «Высшая школа научной журналистики»

Я.Скворцов и Н.Шевцов о магистерских программах «Международная журналистика» и «Высшая школа научной журналистики»

В канун вступительных экзаменов в магистратуру по программам «Международная журналистика» и «Высшая школа научной журналистики» мы встретились с руководителями этих программ Я.Скворцовым и Н.Шевцовым и попросили рассказать о специфике изучаемых предметов, о составе студентов и перспективах их трудоустройства.

Интересно, что в нынешнем году в МГИМО желающие получить степень магистра могут остановить свой выбор на одной из более чем пятидесяти предлагаемых программ различных направлений подготовки. И конечно же, поступающих не может не интересовать, в чем заключатся специфика журналистских программ, чем они могут привлечь не только новоиспеченных бакалавров, но и специалистов-практиков, получивших дипломы несколько лет назад.

Какие перспективы открываются перед студентами, решившими обучаться по двум предлагаемым журналистским программам, в чем заключается их привлекательность?

Наши программы появились сравнительно недавно. Так, по программе «Международная журналистика» состоялось четыре выпуска, а «Высшая школа научной журналистики» открылась только в прошлом году. Главная наша цель — подготовить не просто обладающих определенной суммой знаний, а умеющих писать журналистов. Опыт бакалавриата показывает, что студенты-выпускники прекрасно занимаются в вопросах современных международных отношений, вопросах теории журналистики, они прекрасно владеют иностранными языками и информационными технологиями. Но каждодневные учебные нагрузки по самым различным предметам, в том числе общеобразовательным, часто не позволяют им набивать руку в написании журналистских материалов. Они не в полной мере готовы, выйдя из стен университета, на равных соперничать с профессиональными сотрудниками редакций различных видов СМИ. Поэтому в магистратуре мы стремимся сосредоточить основное внимание на творчестве. Мы хотим, чтобы ничто не мешало будущим журналистам заниматься подготовкой публикаций или передач. Наши творческие семинары — это креативное общение преподавателя-практика, часто известного журналиста, со своими младшими коллегами — студентами магистратуры. Для наших педагогов главное — не поставить хорошую оценку, которую чаще всего заслуживает подавляющее большинство студентов, а покорение ими творческих высот. Понимаете, наши студенты и так неплохо пишут, а мы хотим, чтобы они писали ещё лучше, на профессиональном уровне. Таким образом, наши магистратуры можно рассматривать как творческие лаборатории.

В то же время овладение мастерством журналиста дополняется изучением целого ряда дисциплин, расширяющих кругозор, дающих возможность на одном языке общаться с представителями самых разных профессий, без чего, например, невозможно написать хорошее интервью.

Слушая Ваши рассуждения, невольно понимаешь закономерность появления такой программы как «Высшая школа научной журналистики». Не могли бы вы поподробнее рассказать о ее особенностях.

Научные достижения сегодня охватывают все области человеческого познания. Они оказывают влияние и на развитие международных отношений. Как, например, можно прогнозировать будущее мировой политики, не разбираясь в проблеме разработки сланцевых месторождений энергоносителей? Ясно, что современный журналист-международник должен разбираться не только в вопросах межгосударственных отношений, но и в международных финансовых, деловых, культурных связях. Наконец, он должен знать сельское хозяйство. Напомним, что единая сельскохозяйственная политика является одним из важнейших, можно сказать, базовых элементов европейской интеграции. А если вы пишите о присуждении Нобелевских премий, то, чтобы не предстать дилетантом, должны продемонстрировать Ваши знания в области физики, химии, медицины. Поэтому перед студентами, обучающимися по программе научной журналистики, стоит задача научиться, с одной стороны, доходчиво и просто, а с другой — со знанием дела, писать о различных отраслях современной науки. Если хотите, они должны стать популяризаторами науки.

Каких же специалистов вы планируете выпускать?

Очень хороших, которых с удовольствием возьмут на работу как в международные отделы редакций, так и в любые другие. Кроме того, для них открыты двери специализированых и корпоративных изданий. И конечно же, наши выпускники могут стать ценным приобретением для пресс-служб государственных структур, культурных учреждений, частных предприятий, банков и фирм. Опыт предыдущих выпусков магистратуры «Международная журналистика» показывает, что наши специалисты сложностей в трудоустройстве не испытывают.

Управление магистерской подготовки


Распечатать страницу