В списках учебной литературы для МВА практически нет книг
российских авторов, хотя отечественные кейсы были бы очень полезны для
тех, кто собирается заниматься бизнесом в нашей стране. Поэтому
бизнес-школы с нетерпением ждут, когда гуру российского
бизнеса выйдут на пенсию и займутся творчеством.
Выпускники МВА-программ — будь то российские
программы или зарубежные — в один голос твердят, что книги
и учебники не главное, главное — преподавательский состав. Живое
общение, интерактив, передача опыта в режиме реального времени, много
практических заданий. Тем не менее каждый студент за год обучения
прочитывает от 50 до 200 книг бизнес-тематики.
Количество необходимой к прочтению литературы зависит не только
от программы, но и от бэкграунда студента.
«На первых же лекциях стало понятно, насколько у нас у всех
разный уровень знаний и опыта, — рассказывает Мария Головенко,
выпускница учебной программы МВА „Стратегический менеджмент“ Высшей школы
экономики. — Кто-то запросто вступал в полемику
с преподавателем, приводил в пример международные кейсы, оперировал
именами бизнес-гуру и исследователей,
а кто-то отмалчивался, но старательно фиксировал, что
ему еще предстоит прочитать. Понятно, что к следующей лекции нас никто
ничего читать не заставлял, но люди ведь пришли учиться
и штудировали кучу литературы».
Многое также зависит от бизнес-школы и даже
от конкретного преподавателя. «Кто-то в самом начале
модуля дает список книг и выстраивает всю работу только на них. Тут
выбора нет: хочешь не хочешь, а читать придется, — уточняет
Никита Сухарев, слушатель Executive MBA в Московской школе управления
„Сколково“. — Кто-то, наоборот, советует книги исключительно
как инструментарий для выполнения практических заданий. Например, просят
провести какой-нибудь банальный SWOT-анализ
(выявление сильных и слабых сторон бизнеса. — „Деньги“), а для
лучшего понимания процесса советуют с десяток книг. Читать
их или нет — исключительно твое дело».
Выбор стратегии
«Учебная литература — важный, но далеко не единственный
элемент обучения на программах MBA, — рассказывает Людмила
Сальникова, научный руководитель программы МВА „Связи с общественностью:
стратегическое управление коммуникациями в бизнесе“ на базе
МГИМО. — Всем нужны очень конкретные и практические знания,
за этим на МВА и приходят. Вот почему порой более ценным
оказывается раздаточный материал, который преподаватель выдает учащимся перед
началом каждого занятия».
Обычно в такой материал входит распечатанная презентация лекции или
семинара с понятиями, кейсами, ссылками на дополнительную литературу.
«И с пустыми графами для собственных комментариев слушателя, —
уточняет Сальникова. — Кому-то одни темы незнакомы,
кому-то другие, так что они сами в процессе занятий делают
свои пометки, и, таким образом, каждый уходит домой уже с собственным
пособием — да, там есть весь синопсис курса преподавателя, но есть
и собственные записи».
Примерно той же схемы придерживаются в школе бизнеса МИРБИС, где
в пакете раздаточных материалов огромные списки рекомендованной литературы
на русском и на английском языках, но будет ли она
прочитана, никто особо не контролирует. «На лекциях каждый
преподаватель обязательно дает выжимки из наиболее авторитетных изданий
по каждой конкретной теме. Они осмыслены преподавателем, приведены
к короткой и простой форме, что экономит слушателям массу
времени, — объясняет Елена Переверзева, декан школы бизнеса МИРБИС. —
Но мы не следим за тем, кто сколько книг прочел.
Отслеживаем лишь общий уровень знаний».
А вот Хелен Эдвардс, руководитель проекта библиотеки Московской школы
управления «Сколково», говорит, что преподаватели все же стараются
следить, чтобы рекомендованная ими литература слушателями читалась. «Чем теснее
книги интегрированы в процесс обучения, тем больше шансов, что слушатели
почерпнут нужные им для бизнеса мысли и идеи. Или просто
по-настоящему вдохновятся чьим-то примером.
В общем, мы солидарны с Брайаном Трейси, написавшим множество
бизнес-бестселлеров, который говорит, что, читая хотя бы одну
книгу в месяц, вы автоматически попадаете в число самых
образованных людей в мире».
Несмотря на разницу в обучающих стратегиях, во всех
бизнес-школах имеется заранее продуманный
учебно-методический комплекс, и книги в них зачастую
одни и те же. И они очень сильно отличаются от списков
бизнес-бестселлеров книжных магазинов. Лидеры продаж в этом
году — «Харизма лидера» Радислава Гандапаса, «Сам себе МВА» Джоша Кауфмана
и «Руководство по основам МВА для полного идиота» Тома Гормана.
В бизнес-школах слушателям предлагается литература более
элитарная, авторы в основном лучшие преподаватели MBA со всего мира.
Но не из России.
Список рекомендаций
«По примеру лучших международных бизнес-школ в список
обязательной литературы в Московской школе управления „Сколково“ входят
всеми признанные учебники в области финансов и экономики, —
рассказывает Хелен Эдвардс. — Это „Экономика стратегии“ Дэвида Бесанко,
„Макроэкономика“ Николаса Грегори Мэнкью, „Финансовый учет“ Джона Вайлда».
В школе бизнеса МИРБИС упоминают те же труды, а кроме
них — книги о предпринимательстве. Например, под авторством
Александра Остервальда, знаменитого работами в области
бизнес-моделей («Построение бизнес-моделей», «Твоя
бизнес-модель» и другие). Главным образом он пишет
о том, что думать свободно — хорошо, а думать структурно —
лучше. И чтобы думать заставить себя структурно, время от времени
он предлагает отвечать себе на девять вопросов, в том числе
о ключевых ресурсах, каналах сбыта и потоках доходов,
и в зависимости от ответов подстраивать
бизнес-модель конкретно под свой проект. «Не то чтобы
об этом никто раньше не писал, но он смог изложить это
максимально просто, интересно и понятно, — делится впечатлениями
Елена Переверзева. — Кроме того, он сам, конечно, яркая личность.
Управлял консалтинговой компанией, участвовал в развитии международной
некоммерческой организации по борьбе со СПИДом и малярией».
Похожая идея (не нужно слепо следовать бизнес-плану, лучше
как можно чаще менять его в зависимости от обстоятельств) лежит
в основе другой книги, настоятельно рекомендуемой к прочтению
на МВА-программах: «Четыре шага к озарению» Стива
Бланка. Подобно Генриху Альтшуллеру, который
в 40-х годах прошлого века сформулировал «теорию решения
изобретательских задач», Стив Бланк сформулировал методику создания новых
продуктов и нового бизнеса. Суть изобретения Стива Бланка — быстрая
проверка на практике гипотез, полученных из анализа мнений
потребителей.
«Мы в „Сколково“ также используем книги ведущих профессоров
МВА — их имена присутствуют в рейтингах лучших
бизнес-мыслителей по версии Forbes, Financial Times,
Economist и других, — говорит Хелен Эдвардс. — Прежде всего это
„Дилемма инноватора“ профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтона Кристенсена,
которую называли в числе важнейших книг своей жизни Стив Джобс
и Джеффри Безос (основатель Amazon.com. — „Деньги“), а также
„Стратегия голубого океана“ Чан Кима и Рене Моборн
из бизнес-школы INSEAD».
В «Дилемме инноватора» рассматривается важный вопрос: в какой
момент компании нужно прекратить улучшать свой основной продукт и заняться
чем-то другим? А «Стратегия голубого океана» посвящена идее,
что лучше создавать спрос на новом рынке, чем бороться с множеством
конкурентов на старом. «В этом ряду можно также назвать Тима Брауна,
исполнительного директора дизайн-студии IDEO, с его книгой
„Дизайн-мышление в бизнесе“, — рассказывают
в МИРБИС. — Он объясняет, как методы и стратегии дизайна
можно использовать на каждом уровне в бизнесе,
и на конкретных примерах показывает, насколько это важно для
понимания бизнес-ситуаций».
Не доросли
«Абсолютно очевидно, что большинство книг, которые мы советуем нашим
слушателям, принадлежат перу иностранных авторов, — подытоживает Елена
Переверзева. — Не потому, что у них больше знаний или опыта,
а потому, что они уже давно научились описывать все свои теоретические
и практические знания просто и красиво, в отличие от наших
преподавателей». По ее словам, преподаватели
на МВА-программах должны быть людьми специфическими,
«академики здесь не очень полезны». «Это должны быть люди
с уникальным сочетанием теоретических знаний и практических
навыков, — говорит Переверзева.- И они, конечно, есть,
но их мало. Еще меньше тех, кто умеет передавать этот свой уникальный
симбиоз теории и практики на бумаге».
«Все правильно, особой ценностью обладают те книги, которые написаны
в формате интересного диалога с читателем, — продолжает Людмила
Сальникова из МГИМО. — И таких книг, написанных российскими
специалистами, явно недостаточно. В этом, на мой взгляд, сейчас самая
большая проблема — нехватка экспертов и профессионалов. Тех, кто
обладает богатым практическим опытом, умеет структурировать
и систематизировать свои знания, излагать их ярко, доходчиво,
убедительно, и, конечно, готовых посвятить часть своего времени образовательной
деятельности». По ее словам, сейчас качество книг зарубежных авторов,
как правило, выше, чем у книг российских авторов, которые нередко
ограничиваются пересказом работ зарубежных коллег. «Но я считаю, что
это только потому, что у нас еще мало опыта в сфере
бизнес-образования,- добавляет Сальникова. — Оно только
начинает развиваться в России, с годами ситуация будет меняться».
Опыт написания бизнес-книг — вещь действительно
необходимая. Например, Джим Коллинз, каждая книга которого становится
чем-то вроде «Гарри Поттера»
в бизнес-литературе, считает, что его успех рос
пропорционально времени, которое он тратил на написание
книг. Если ему верить, получается, что для появления популярной
бизнес-книги нужны 21 помощник и пять лет научных изысканий.
Именно так готовилась его последняя книга «Великие по собственному
выбору», разошедшаяся миллионными тиражами на 35 языках. Главная
ее мысль: чтобы создать великий бизнес, скорее всего, лучше быть
не талантливым, а работоспособным.
Анна ГОЛЬДБЕРГ
Источник: «Коммерсантъ Деньги»