Учебники для начальников

1 сентября 2014

Учебники для начальников

Учебники для начальников

В списках учебной литературы для МВА практически нет книг российских авторов, хотя отечественные кейсы были бы очень полезны для тех, кто собирается заниматься бизнесом в нашей стране. Поэтому бизнес-школы с нетерпением ждут, когда гуру российского бизнеса выйдут на пенсию и займутся творчеством.

Выпускники МВА-программ — будь то российские программы или зарубежные — в один голос твердят, что книги и учебники не главное, главное — преподавательский состав. Живое общение, интерактив, передача опыта в режиме реального времени, много практических заданий. Тем не менее каждый студент за год обучения прочитывает от 50 до 200 книг бизнес-тематики.

Количество необходимой к прочтению литературы зависит не только от программы, но и от бэкграунда студента. «На первых же лекциях стало понятно, насколько у нас у всех разный уровень знаний и опыта, — рассказывает Мария Головенко, выпускница учебной программы МВА „Стратегический менеджмент“ Высшей школы экономики. — Кто-то запросто вступал в полемику с преподавателем, приводил в пример международные кейсы, оперировал именами бизнес-гуру и исследователей, а кто-то отмалчивался, но старательно фиксировал, что ему еще предстоит прочитать. Понятно, что к следующей лекции нас никто ничего читать не заставлял, но люди ведь пришли учиться и штудировали кучу литературы».

Многое также зависит от бизнес-школы и даже от конкретного преподавателя. «Кто-то в самом начале модуля дает список книг и выстраивает всю работу только на них. Тут выбора нет: хочешь не хочешь, а читать придется, — уточняет Никита Сухарев, слушатель Executive MBA в Московской школе управления „Сколково“. — Кто-то, наоборот, советует книги исключительно как инструментарий для выполнения практических заданий. Например, просят провести какой-нибудь банальный SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон бизнеса. — „Деньги“), а для лучшего понимания процесса советуют с десяток книг. Читать их или нет — исключительно твое дело».

Выбор стратегии

«Учебная литература — важный, но далеко не единственный элемент обучения на программах MBA, — рассказывает Людмила Сальникова, научный руководитель программы МВА „Связи с общественностью: стратегическое управление коммуникациями в бизнесе“ на базе МГИМО. — Всем нужны очень конкретные и практические знания, за этим на МВА и приходят. Вот почему порой более ценным оказывается раздаточный материал, который преподаватель выдает учащимся перед началом каждого занятия».

Обычно в такой материал входит распечатанная презентация лекции или семинара с понятиями, кейсами, ссылками на дополнительную литературу. «И с пустыми графами для собственных комментариев слушателя, — уточняет Сальникова. — Кому-то одни темы незнакомы, кому-то другие, так что они сами в процессе занятий делают свои пометки, и, таким образом, каждый уходит домой уже с собственным пособием — да, там есть весь синопсис курса преподавателя, но есть и собственные записи».

Примерно той же схемы придерживаются в школе бизнеса МИРБИС, где в пакете раздаточных материалов огромные списки рекомендованной литературы на русском и на английском языках, но будет ли она прочитана, никто особо не контролирует. «На лекциях каждый преподаватель обязательно дает выжимки из наиболее авторитетных изданий по каждой конкретной теме. Они осмыслены преподавателем, приведены к короткой и простой форме, что экономит слушателям массу времени, — объясняет Елена Переверзева, декан школы бизнеса МИРБИС. — Но мы не следим за тем, кто сколько книг прочел. Отслеживаем лишь общий уровень знаний».

А вот Хелен Эдвардс, руководитель проекта библиотеки Московской школы управления «Сколково», говорит, что преподаватели все же стараются следить, чтобы рекомендованная ими литература слушателями читалась. «Чем теснее книги интегрированы в процесс обучения, тем больше шансов, что слушатели почерпнут нужные им для бизнеса мысли и идеи. Или просто по-настоящему вдохновятся чьим-то примером. В общем, мы солидарны с Брайаном Трейси, написавшим множество бизнес-бестселлеров, который говорит, что, читая хотя бы одну книгу в месяц, вы автоматически попадаете в число самых образованных людей в мире».

Несмотря на разницу в обучающих стратегиях, во всех бизнес-школах имеется заранее продуманный учебно-методический комплекс, и книги в них зачастую одни и те же. И они очень сильно отличаются от списков бизнес-бестселлеров книжных магазинов. Лидеры продаж в этом году — «Харизма лидера» Радислава Гандапаса, «Сам себе МВА» Джоша Кауфмана и «Руководство по основам МВА для полного идиота» Тома Гормана. В бизнес-школах слушателям предлагается литература более элитарная, авторы в основном лучшие преподаватели MBA со всего мира. Но не из России.

Список рекомендаций

«По примеру лучших международных бизнес-школ в список обязательной литературы в Московской школе управления „Сколково“ входят всеми признанные учебники в области финансов и экономики, — рассказывает Хелен Эдвардс. — Это „Экономика стратегии“ Дэвида Бесанко, „Макроэкономика“ Николаса Грегори Мэнкью, „Финансовый учет“ Джона Вайлда».

В школе бизнеса МИРБИС упоминают те же труды, а кроме них — книги о предпринимательстве. Например, под авторством Александра Остервальда, знаменитого работами в области бизнес-моделей («Построение бизнес-моделей», «Твоя бизнес-модель» и другие). Главным образом он пишет о том, что думать свободно — хорошо, а думать структурно — лучше. И чтобы думать заставить себя структурно, время от времени он предлагает отвечать себе на девять вопросов, в том числе о ключевых ресурсах, каналах сбыта и потоках доходов, и в зависимости от ответов подстраивать бизнес-модель конкретно под свой проект. «Не то чтобы об этом никто раньше не писал, но он смог изложить это максимально просто, интересно и понятно, — делится впечатлениями Елена Переверзева. — Кроме того, он сам, конечно, яркая личность. Управлял консалтинговой компанией, участвовал в развитии международной некоммерческой организации по борьбе со СПИДом и малярией».

Похожая идея (не нужно слепо следовать бизнес-плану, лучше как можно чаще менять его в зависимости от обстоятельств) лежит в основе другой книги, настоятельно рекомендуемой к прочтению на МВА-программах: «Четыре шага к озарению» Стива Бланка. Подобно Генриху Альтшуллеру, который в 40-х годах прошлого века сформулировал «теорию решения изобретательских задач», Стив Бланк сформулировал методику создания новых продуктов и нового бизнеса. Суть изобретения Стива Бланка — быстрая проверка на практике гипотез, полученных из анализа мнений потребителей.

«Мы в „Сколково“ также используем книги ведущих профессоров МВА — их имена присутствуют в рейтингах лучших бизнес-мыслителей по версии Forbes, Financial Times, Economist и других, — говорит Хелен Эдвардс. — Прежде всего это „Дилемма инноватора“ профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтона Кристенсена, которую называли в числе важнейших книг своей жизни Стив Джобс и Джеффри Безос (основатель Amazon.com. — „Деньги“), а также „Стратегия голубого океана“ Чан Кима и Рене Моборн из бизнес-школы INSEAD».

В «Дилемме инноватора» рассматривается важный вопрос: в какой момент компании нужно прекратить улучшать свой основной продукт и заняться чем-то другим? А «Стратегия голубого океана» посвящена идее, что лучше создавать спрос на новом рынке, чем бороться с множеством конкурентов на старом. «В этом ряду можно также назвать Тима Брауна, исполнительного директора дизайн-студии IDEO, с его книгой „Дизайн-мышление в бизнесе“, — рассказывают в МИРБИС. — Он объясняет, как методы и стратегии дизайна можно использовать на каждом уровне в бизнесе, и на конкретных примерах показывает, насколько это важно для понимания бизнес-ситуаций».

Не доросли

«Абсолютно очевидно, что большинство книг, которые мы советуем нашим слушателям, принадлежат перу иностранных авторов, — подытоживает Елена Переверзева. — Не потому, что у них больше знаний или опыта, а потому, что они уже давно научились описывать все свои теоретические и практические знания просто и красиво, в отличие от наших преподавателей». По ее словам, преподаватели на МВА-программах должны быть людьми специфическими, «академики здесь не очень полезны». «Это должны быть люди с уникальным сочетанием теоретических знаний и практических навыков, — говорит Переверзева.- И они, конечно, есть, но их мало. Еще меньше тех, кто умеет передавать этот свой уникальный симбиоз теории и практики на бумаге».

«Все правильно, особой ценностью обладают те книги, которые написаны в формате интересного диалога с читателем, — продолжает Людмила Сальникова из МГИМО. — И таких книг, написанных российскими специалистами, явно недостаточно. В этом, на мой взгляд, сейчас самая большая проблема — нехватка экспертов и профессионалов. Тех, кто обладает богатым практическим опытом, умеет структурировать и систематизировать свои знания, излагать их ярко, доходчиво, убедительно, и, конечно, готовых посвятить часть своего времени образовательной деятельности». По ее словам, сейчас качество книг зарубежных авторов, как правило, выше, чем у книг российских авторов, которые нередко ограничиваются пересказом работ зарубежных коллег. «Но я считаю, что это только потому, что у нас еще мало опыта в сфере бизнес-образования,- добавляет Сальникова. — Оно только начинает развиваться в России, с годами ситуация будет меняться».

Опыт написания бизнес-книг — вещь действительно необходимая. Например, Джим Коллинз, каждая книга которого становится чем-то вроде «Гарри Поттера» в бизнес-литературе, считает, что его успех рос пропорционально времени, которое он тратил на написание книг. Если ему верить, получается, что для появления популярной бизнес-книги нужны 21 помощник и пять лет научных изысканий. Именно так готовилась его последняя книга «Великие по собственному выбору», разошедшаяся миллионными тиражами на 35 языках. Главная ее мысль: чтобы создать великий бизнес, скорее всего, лучше быть не талантливым, а работоспособным.

Анна ГОЛЬДБЕРГ
Источник: «Коммерсантъ Деньги»


Распечатать страницу