С.Калинина: «Дистанционные технологии прекрасно вписываются во все тенденции развития высшего образования в мире»

1 октября 2014

С.Калинина: «Дистанционные технологии прекрасно вписываются во все тенденции развития высшего образования в мире»

С.Калинина: «Дистанционные технологии прекрасно вписываются во все тенденции развития высшего образования в мире»

Как помогает студентам проведение вебинаров и об их будущем в МГИМО рассказала начальник Отдела планирования и информатизации учебного процесса Управления учебно-организационной работы, старший преподаватель кафедры математических методов и информационных технологий С.Калинина.

Современный мир дал нам множество незаменимых способов для успешного общения с профессиональными специалистами на расстоянии. В их числе — вебинары — виртуальная версия обычных семинаров.

Любой студент, независимо от места нахождения, может прослушать интересующий его семинар и сразу же задать свои вопросы лектору. Единственное условие — это наличие доступа к интернету. Во время проведения вебинара преподаватель может демонстрировать аудио- и видеоматериалы и презентации, проводить опросы и тестирования — так что онлайн-занятия практически не отличаются от лекций в обычной аудитории.

— Светлана Дмитриевна, вы одна из немногих преподавателей в МГИМО, активно использующих интернет-технологии в учебном процессе. Расскажите, пожалуйста, как возникла эта идея?

Интерес к новым информационным технологиям у меня профессиональный. Поэтому стараюсь получать как можно больше опыта по применению новых информационных технологий в учебном процессе вуза и в управлении им. С вебинарами и платформой Moodle (система управления курсами для дистанционного обучения) я познакомилась, когда проходила повышение квалификации по программе «Преподаватель университета в современной информационно-образовательной среде» в Институте дополнительного профессионального образования МГИМО. У нас были очень хорошие преподаватели: профессор, д.пед.н., к.техн.н. А.Андреев, один из мэтров дистанционного обучения в России, и к.пед.н., доцент кафедры методики дистанционного обучения и новых образовательных технологий МГОУ В.Шитова. Они пробудили в нас интерес к дистанционным образовательным технологиям. И вскоре возникла ситуация, когда проведение вебинара в МГИМО стало необходимым.

В одну из зимних сессий экзамен по информатике и методам математического анализа у первого курса факультета Международных отношений должен был проходить в первый день после новогодних праздников, поэтому провести консультацию перед экзаменом не представлялось возможным. Я предложила студентам провести консультацию накануне в форме онлайн-семинара. Каково было мое удивление, когда в назначенное время аудитория вебинара сразу была заполнена максимальным количеством участников. Мы решали задачи, обсуждали вопросы, возникшие в ходе подготовки к экзамену. Поскольку я пользовалась бесплатной тестовой версией сервиса imind.com (тогда у Университета не было закуплено программное обеспечение), то имелось ограничение на одновременное количество участников. Поэтому студенты, получив ответы на свои вопросы, выходили из вебинара, уступая место ожидающим входа однокурсникам. В тот вечер онлайн-консультация продолжалась около трех часов.

Необходимость проведения такого рода семинаров была столь очевидна, что заставила меня задуматься о возможности использования вебинаров и вообще дистанционных образовательных технологий в традиционном учебном процессе. Поэтому, когда встал вопрос о теме диссертации, я не колебалась ни минуты — буду писать о применении дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза.

— Часто приходится слышать о некой невербальной составляющей, присутствующей лишь в личном общении — многих преподавателей пугает отсутствие прямого контакта со студентами. Как вы можете это прокомментировать?

Первоначально использование дистанционных технологий в учебном процессе вуза не предполагало прямого общения преподавателя и студента. Оно сводилось, в самом простом случае, к размещению в сети учебных материалов, а в лучшем случае — к созданию в системах поддержки учебного процесса (так называемых LMS — learning management system) учебно-методических комплексов, которые содержали не только учебные материалы, но и различные формы контрольных мероприятий. Но попытка внести в дистанционный образовательный процесс непосредственное общение преподавателя и студентов привела к развитию сервисов видеоконференций и вебинаров, которые стали онлайн-аналогом традиционных лекций и семинаров. Поэтому дистанционное обучение сейчас дает реальную возможность построить общение преподавателю и студенту по типу «face to face».

Надо упомянуть о еще одной очень интересной форме дистанционного обучения, которая завоевала признание огромной аудитории. В ней присутствуют принципиально новые возможности (чат и форумы) для общения студентов и преподавателей в ходе обсуждения учебного задания. Речь идет о так называемых Massive Open Online Courses (MOOC). Ярким примером служит популярная образовательная платформа Coursera. На этом проекте нет непосредственно личного общения, но при этом у него миллионная аудитория. Когда я несколько лет назад познакомилась с этой платформой, то подумала, что у МГИМО есть все для того, чтобы участвовать в этом проекте — узнаваемый бренд, прекрасные преподаватели, способные читать лекции на иностранных языках. В октябре прошлого года на Coursera появились первые российские университеты — МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ. Популярность образовательных онлайн-платформ привела к увеличению их количества. Наряду с зарубежными Coursera, Udacity, edX появились и отечественные — Лекториум, Универсариум. Недавно подобный ресурс появился в МГУ. Называется он «Университет без границ». Курсы, созданные для этих платформ, стали использоваться и в традиционном учебном процессе. Например, в МЭСИ курс по статистике на Coursera студенты проходили параллельно с курсом статистики, читаемом в этом вузе. Поэтому можно сделать вывод, что личное общение — это важный, но не единственный фактор педагогической успешности курса. Большое значение имеет узнаваемость имени университета на мировой образовательной арене — своеобразный знак качества для предлагаемых дистанционных курсов.

— А как ваши студенты относятся к занятиям через интернет?

Студенты, особенно первокурсники, — личности очень любознательные. Поэтому любая технология, приходящая им на помощь в покорении Эвереста знаний, встречается ими с энтузиазмом. Тем более что в вузы сейчас начинает поступать так называемое «цифровое поколение», которое легко осваивает любую технологию. Для меня было открытием, когда в сервис вебинаров компании Blackboard, который я тестировала, студенты легко вошли с мобильных телефонов. Я проводила вечером онлайн-семинар по подготовке к контрольной работе по математике и некоторые студенты, как я поняла, не успели доехать до дома. Поэтому они слушали меня и решали задачи, воспользовавшись мобильным телефоном в дороге. После мы обсуждали результаты вебинара и все, кто участвовал, высказались за дальнейшее использование этой дополнительной возможности задать вопросы преподавателю.

— Какие у вас возникали сложности в освоении интернет-технологий и какие бы вы могли дать советы новичкам?

Основные сложности, с которыми встретится любой преподаватель при проведении вебинаров — разнообразие электронных устройств, которыми пользуются студенты, качество связи и отсутствие у студентов навыков работы в интерфейсе вебинара. Все эти проблемы очень хорошо решаются с помощью проведения установочного вебинара, во время проведения которого не стоит ставить обширных педагогических целей. Основная цель — помочь студентам освоиться в интерфейсе вебинара, познакомить с его функционалом, рассказать об этикете проведения вебинаров, а заодно проверить основные настройки компьютера или мобильных устройств студентов, решить возникающие чисто технические проблемы. Еще одна сложность, о которой нужно упомянуть, — это отсутствие серьезной проработки нормативно-правовой базы для проведения вебинаров в вузе. Именно эта проблема часто отпугивает преподавателей. Поэтому вебинары сейчас наиболее востребованы в корпоративном обучении. Встречаясь с коллегами из других вузов на мероприятиях по e-learning, я всегда спрашиваю, как у них решается этот вопрос. Как правило, в каждом вузе он регламентируется внутренним положением о применении дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, тем более что приказ Минобрнауки от 9 января 2014 года разрешает такой подход. Поскольку проведение вебинара нельзя оформить официально записью в журнале учета работы преподавателя, я решила этот вопрос по-своему — в виде вебинаров провожу дополнительные консультации к контрольным работам и экзаменам в дополнение к обязательным часам.

— Светлана Дмитриевна, в заключение скажите несколько слов о том, какие на ваш взгляд перспективы у дистанционных технологий в образовании? Вытеснят ли они со временем традиционные формы обучения или, напротив, окажутся несостоятельными в конкурентной борьбе?

Думаю, что дистанционные технологии и традиционный учебный процесс будут прекрасно сосуществовать и дополнять друг друга. В тех случаях, когда образование невозможно получить, находясь в стенах образовательного учреждения, будет востребовано исключительно дистанционное обучение, в остальных случаях дистанционные технологии будут прекрасно дополнять традиционный учебный процесс, создавая так называемое «смешанное обучение» (blended learning).

Актуальность дистанционных образовательных технологий возросла потому, что они прекрасно вписываются во все основные тенденции развития высшего образования в мире, к которым можно отнести реализацию концепции непрерывного образования или «образования через всю жизнь» (lifelong education), провозглашенную ЮНЕСКО, глобализацию сферы высшего образования, увеличение объема использования телекоммуникационных технологий и смену парадигмы образования в сторону личностно-ориентированного подхода. Именно поэтому стены знаменитых университетов в наше время обвиты не только плющом, но и проводами компьютерных сетей. Я считаю, что будущее — за разнообразием форм получения образования и форм обучения, и возможностью выбора человеком индивидуальной образовательной траектории.

По вопросам проведения вебинаров обращайтесь по тел. 15–94, ком. 328.

Беседовала Наталья ТУГАРИНОВА,
заместитель начальника УТПУП
Дирекции информационных технологий


Распечатать страницу