X съезд Российского союза ректоров

5 ноября 2014

X съезд Российского союза ректоров

X съезд Российского союза ректоров

30 октября в Москве прошел десятый юбилейный съезд Российского союза ректоров. В рамках повестки дня обсуждались самые острые вопросы и вызовы, стоящие перед российской высшей школой на современном этапе.

В юбилейном съезде принял участие президент России Владимир Путин. В своем послании участникам мероприятия он сделал акцент на необходимости обеспечении высокого качества высшего образования в стране, недопустимости наращивания количественных показателей в ущерб их реальному содержательному наполнению. Президент отметил, что перед вузами стоит насущная задача подготовки профессионалов, действительно востребованных работодателями. Особое внимание В.Путин уделил вопросу создания условий для поддержания здорового образа жизни среди учащихся, как залога сохранения нации и государства.

Затем слово держал президент РСР, ректор МГУ им. М.В.Ломоносова В.Садовничий, обозначивший шесть тематических блоков, вокруг которых должна выстраиваться общенациональная повестка развития высшей школы. Это повышение качества образования; наука в высшей школе; университеты — в новой экономике; образование и воспитание и роль гуманитарного знания; поиск и поддержка талантов; российские университеты в мировом образовательном пространстве.

В первом тематическом блоке ректор МГУ рассказал о задаче повышения роли фундаментального ядра в учебных планах, разработки и внедрения междисциплинарных курсов, применения новых технологий в образовательном процессе. В частности, В.Садовничий предложил создать межуниверситетский центр дистанционного образования.

Говоря о развитии науки, спикер подчеркнул, что университеты должны обеспечивать работу всей цепочки — от нулевого цикла образовательного процесса до внедрения научных разработок в производство. Для этого на базе вузов необходимо создавать крупные университетские технологические парки и долины. Еще одной значимой инициативой в этом отношении могло бы стать создание федеральных центров коллективного доступа, ресурсы которых были бы доступны для всех высших учебных заведений страны. Ректор МГУ подчеркнул, что для развития университетской науки вузам, выигрывающим научные гранты, на первоначальном этапе требуется государственная поддержка.

Третий тематический блок был посвящен вопросам стратегического планирования деятельности университетов с точки зрения их роли в развитии экономики. В новых экономических реалиях высшая школа должна определять стратегически важные приоритеты, мыслить долгосрочными категориями развития, а не фокусироваться исключительно на решении сиюминутных вопросов. Задача университета — поддерживать национальное производство через взаимодействие с производственно-промышленной базой.

В рамках четвертого и пятого блоков речь шла о межуниверситетском сотрудничестве по воспитанию здорового молодого поколения и взаимодействии в области спорта, а также об активном взаимодействии вузов со школами — в том числе в части создания школ для одаренных детей, т.н. «предуниверсариев».

Большое внимание было уделено и позиционированию российской высшей школы в мировом образовательном сообществе. Ключевая задача здесь заключается в том, чтобы органически впитать в себя все передовое, сохранив при этом складывавшиеся веками лучшие образовательные традиции. Российские университеты не должны поддаваться гипнотическому воздействию международных стандартов, с осторожностью, рациональностью и разумной критикой подходить к вопросам участия в международных рейтингах.

Это насущные вопросы развития российской высшей школы, которая на современном этапе как никогда востребована в качестве инструмента «мягкой силы» государства. Именно на укрепление этого качества университетов и должны быть направлены усилия вузовского сообщества России.

Управление развития и качества образовательного процесса
Фото пресс-службы Президента России


Распечатать страницу