Дирекция ИТ: итоги года

15 января 2015

Дирекция ИТ: итоги года

Дирекция ИТ: итоги года

Закончился осенний семестр 2014/2015 учебного года. Дирекция информационных технологий, по традиции, подвела итоги прошлого года.

В ушедшем году Дирекция ИТ провела реформы, направленные на снижение совокупной стоимости владения ИТ-ресурсами, а штатное расписание привела в соответствующую требованиям законодательства форму (сокращено количество руководящего персонала). Также было вынесено предложение внутри каждого подразделения Дирекции выстроить многоступенчатую систему карьерного роста, дающую молодым специалистам возможность перехода на вышестоящие должности, что, в свою очередь, станет частью реализации прозрачной и эффективно функционирующей системы карьерного и профессионального роста. Кроме того, в Дирекции сформировали группу разработки программных продуктов и отдел инженерных систем безопасности.

В прошедшем году деятельность Дирекции была направлена на достижение целей, определенных «Стратегической программой развития МГИМО на 2014–2018 годы». Стратегия обусловлена основополагающей целью создания электронной информационно-образовательной среды Университета. Сотрудники Дирекции активно работали над совершенствованием материально-технической инфраструктуры МГИМО. Результаты работы можно разделить на четыре ключевых направления.

I. Обеспечение учебного процесса

Преподаватели получили возможность использовать систему автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников — систему «Антиплагиат». За прошедший год системой воспользовались 325 преподавателей, которые проверили 3765 документов.

Также сотрудниками Дирекции выполнено подключение Университета к защищенной корпоративной сети передачи данных ФГБУ «Федеральный центр тестирования» для работы с «Федеральной информационной системой обеспечения единого государственного экзамена и приема граждан в ссузы и вузы» в соответствии с новыми требованиями (ФИС ЕГЭ). Была разработана и согласована новая схема подключения в соответствии с «Техническими условиями подключения к защищенной корпоративной сети передачи данных ФГБУ «Федеральный центр тестирования», а также сотрудники Дирекции выполнили настройку безопасного подключения к ФИС ЕГЭ.

В течение года сотрудники Дирекции ИТ занимались облуживанием Системы управления учебным процессом. Необходимо отметить огромные усилия, которые прилагает Управление учебно-организационной работы по развитию данной информационной системы и поддержке работы электронного расписания.

Кроме того, была доработана система «Деканат» в соответствии с новыми условиями приема абитуриентов 2014 года. Также Дирекция ИТ выполнила подключение к «Единой государственной информационной системе мониторинга процессов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», разработала и согласовала новую схему подключения, закупила необходимое оборудование и подключила семь рабочих мест.

Продлена подписка на программу SAP University Alliances, которая используется кафедрой математических методов и информационных технологий и объединяет в себе теоретическое и практическое обучение навыкам работы в SAP Business Suite, что помогает студентам усовершенствовать навыки работы в команде и критического мышления, необходимые в условиях современной экономики.

Была закуплена бессрочная лицензия на программный продукт SPSS, использующийся для статистической обработки данных, в том числе и для проведения прикладных исследований в социальных науках. Программа установлена в четырех компьютерных классах.

Телестудия Университета выполнила съемку более 200 роликов, в том числе в рамках гранта Департамента образования Москвы. Кроме того, в ушедшем году телестудия получила два новых комплекта видеооборудования.

Научная библиотека им. И.Г.Тюлина переведена на новую автоматизированную информационно-библиотечную систему «МАРК-SQL». Сотрудниками Дирекции улучшена стабильность работы системы, добавлены новые функции, в частности, возможность использования вместо читательского билета электронной карты (пропуска или банковской карты).

Также выполнено переоснащение аудитории №1053 за счет средств ОАО «Ростехнологии». В аудитории заменены ноутбуки, копировальный аппарат и установлена камера видеонаблюдения.

Продлили подписку и на сервис «Инфорино» — интерактивный справочник, через который студенты получают доступ к расписанию с мобильных телефонов. Сервисом ежедневно пользуются более 1000 студентов для получения информации о расписании занятий.

Сотрудниками Дирекции ИТ введены в эксплуатацию четыре новых аудитории, оснащенных компьютерно-проекционным оборудованием.

В учебных аудиториях (как языковых, так и семинарских) были заменены 25 проекторов и 123 персональных компьютера (заменено морально и физически устаревшее оборудование, находящееся в эксплуатации более пяти лет). Замена старой техники в учебных аудиториях будет продолжаться и в 2015 году — Дирекция объявила аукцион на закупку еще 90 персональных компьютеров и десяти новых проекторов. К началу учебного семестра будет введено в эксплуатацию восемь новых аудиторий, оснащенных компьютерно-проекционным оборудованием. Закуплено и установлено ответственным лицам десять лицензий для печати дипломов государственного образца.

Также Дирекцией выполнялись заявки на обеспечение учебного процесса средствами ТСО, что составляет существенную часть работы Управления технической поддержки учебного процесса. За 2014 год технические специалисты выполнили более 13 тысяч заявок на применение средств ТСО в учебном процессе.

Дирекцией модернизирована и усовершенствована работа системы звукоусиления корпуса «К». С использованием улучшенной системы успешно проведен ряд конференций, в том числе и научных. Занятия и важные мероприятия были обеспечены звуком наилучшего качества.

Управление технической поддержки учебного процесса обеспечило проведение ряда знаковых мероприятий с участием выдающихся политических и общественных деятелей. Руководство Университета, организаторы мероприятий и гости отметили высокий профессионализм работников Управления и их высококвалифицированную помощь при проведении международной конференции «Мир и безопасность в XXI веке» и IV международного форума МГИМО «Социальная ответственность: вызовы времени».

Отдельно стоит выделить работу группы по поддержке электронного обучения в Университете. За прошедший год сотрудники направления провели аналитическую работу по изучению ситуации с электронным образованием в других вузах. Было важно ответить на два основных вопроса: какие существуют технические инструменты и какая в нашей стране имеется законодательная база, регламентирующая деятельность преподавателей, создающих обучающий контент? Вывод — хороший уровень готовности информационно-технической базы и значительная потребность в развитии учебно-методических наработок. Основной фактор, тормозящий развитие электронного образования — организационно-методический, в том числе и проблема отсутствия финансовой мотивации преподавателей.

В октябре представители Дирекции ИТ приняли участие в заседании межведомственной рабочей группы по развитию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Минобрнауки России. На заседании обсуждался предстоящий доклад председателю Правительства РФ Д.Медведеву и предложения по законодательному регулированию статуса электронных университетов и применению онлайн-курсов в образовательных программах. Необходимо отметить, что в академическом секторе западных университетов уже сейчас каждый четвертый студент проходит, как минимум, один курс с использованием технологий электронного обучения. Наряду с этим, доля мирового рынка электронного образования, занятая российскими университетами, остается крайне малой. Задача развития индустрии электронного образования в России определяется как политически важная, и в декабре в Минобрнауки создан Совет по открытому онлайн-образованию под председательством министра образования Д.Ливанова. Одной из задач Совета как раз и является развитие законодательной базы в сфере электронного обучения.

В прошедшем году запущена новая версия системы поддержки электронного обучения на базе Moodle (lms.mgimo.ru). Студенты активно используют новую систему, преподаватели размещают необходимые материалы для подготовки от вопросов к семинарским занятиям до необходимой литературы. Студент может с любого устройства, имеющего доступ в сеть Интернет, в любое удобное время получить доступ ко всем материалам, подготовленным преподавателем.

Сотрудники Дирекции продолжили работы над внедрением сервиса GoogleApps для учебных заведений. И если ранее доступ к сервису имели только студенты магистратур, то теперь учетные записи созданы для студентов первого курса бакалавриата. В октябре ДИТ провела занятие для кураторов факультетов, на котором директор подразделения рассказал о возможностях GoogleApps.

Под лозунгом «Языки через сеть!» прошли два семинара по программному продукту для обучения переводу и иностранным языкам iTRAINIUM, который давно используется преподавателями МГИМО. На семинарах разработчик программного продукта iTRAINIUM продемонстрировал многообразие разноплановых упражнений, которые могут включать в себя электронные учебники, созданные в его программном продукте, делая акцент на том, что в первую очередь iTRAINIUM имеет обучающий акцент, гибко ориентируется на каждого студента, помогая отрабатывать и доводить до автоматизма языковые навыки.

Сотрудниками Дирекции оказана техническая помощь преподавателям кафедры философии при разработке курса видеолекций. Теперь студенты 1 курса, в программе обучения которых стоит философия, при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам могут использовать видеокурс лекций доцента кафедры философии Н.Бирюкова. В общей сложности Н.Бирюковым записано 20 видеолекций, продолжительностью по 45 минут. Лекции сопровождаются прекрасными демонстрационными материалами, иллюстрирующими поднимаемые темы.

В ноябре д.ф.н., профессор кафедры французского языка №1 Л.Веденина удаленно, с помощью вебинара, выступила с докладом на тему: «Аномалия в языке, гармония в речи» на конференции в Минском государственном лингвистическом университете.

В Университете преподаватели кафедры учета, статистики и аудита давно и успешно пользуются системами компьютерного тестирования — свои первые тесты они создали почти десять лет назад совместно с программистами Дирекции. Сейчас силами Дирекции осуществляется перенос базы данных тестов в систему INDIGO.

В новом году Дирекция информационных технологий планирует существенно улучшить стабильность и функциональность поддержки электронного обучения Moodle. Предоставление каждому студенту личного кабинета позволит систематизировать информацию о проводимых курсах и результатах проделанной работы. Через личный кабинет студентам будет удобно пересылать преподавателям выполненные работы, получая в ответ оценку и комментарии. Преподаватель же в своем личном кабинете сможет просматривать все созданные им курсы и отслеживать статистику прохождения этих курсов студентами.

II. Развитие ИТ инфраструктуры

Сотрудники Дирекции закупили и ввели в эксплуатацию 12 новых серверов для обеспечения работы новых информационных систем — портала, MARK SQL (научная библиотека), система видеонаблюдения, система контроля и управления доступом, бухгалтерии.

Также были введены в эксплуатацию две цифровые телефонные станции, обеспечивающие работу руководства Университета, обновлена подписка на сервис защиты от нежелательной почты CiscoIronPort, проведены интернет-линии (провайдер ОАО «Ростелеком») в две служебные квартиры, расположенные на Кутузовском проспекте.

В центральной серверной выполнен ремонт системы кондиционирования (проведены работы по замене фреона и проверена работа компрессоров в различных режимах), кроме того помещение было оснащено системой аварийного оповещения. Теперь инженеры получают сообщения (sms и e-mail-уведомления) в случае остановки серверов или повышения температуры в серверной комнате.

Сотрудниками Дирекции обновлена подписка на сервис антивирусной защиты NOD 32, заменены батареи в системе бесперебойного питания, обеспечивающей работу центральной серверной.

Также Дирекцией заключен договор со вторым провайдером. В 2015 году увеличится скорость соединения и повысится надежность работы Интернет. Подключение нового провайдера будет выполнено 16-го января.

В рамках работы проведен аукцион и заключен договор на поставку новой системы кондиционирования в серверное помещение № 4001. В феврале будет установлено три высокопроизводительных системы, рассчитанных на постоянную, круглогодичную работу.

Программисты Дирекции провели работы по переносу баз данных систем «Деканат» и «СУУП» на новый сервер, а также комплекс профилактических работ на оборудовании, обеспечивающем работу виртуальных серверов.

Кроме того, была запущена новая система архивного хранения и восстановлена работа ленточной библиотеки и выполнен ремонт десяти коммутаторов. Ремонт оборудования позволил значительно расширить срок полезного использования дорогостоящих коммутаторов.

Уже подготовлены аудитории и выполнены работы по оснащению и технической поддержке приемной кампании.

Управление информационно-технологического обеспечения выполнило 2384 заявки на ремонт и настройку компьютерного оборудования.

С просьбой о замене картриджей и ремонте принтеров и другой копировальной техники пользователи обращались в дирекцию 2466 раз.

За прошедший год по инициативе дирекции МГИМО были проведены торги и заключены более 70 договоров. Совокупный объем технических заданий, разработанных для всех проектов, составляет более 600 страниц.

Группой разработки программных продуктов в 2014 году реализовано 16 проектов, в том числе электронный журнал МГИМО, сайты Центра военно-политических исследований, олимпиад, сайт журнала «Право XXI века», система поддержки ученого процесса, журнал «Вестник МГИМО-Университета»

III. Финансовый и административный блок

Дирекция закупила лицензии на программы, упрощающие подготовку и сдачу бухгалтерией отчетности в контролирующие органы, а для Дирекции по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений приобретены лицензии и новые версии сметной программы Smeta.ru, предназначенной для составления и проверки строительной сметной документации.

На базе имеющейся программы «1С: Предприятие» разработан модуль учета материальных средств, который позволит автоматизировать учет выдаваемой в пользование техники и упростить подготовку необходимых документов для ее учета. Пользователи нового модуля — материально-ответственные лица.

Кроме того, был запущен электронный обмен документами с ОАО «Сбербанк». Теперь заявки на перечисление заработной платы и стипендий отправляются в электронном виде, через интернет, а не доставляются с посыльным, как это делалось ранее.

В рамках работы Дирекция ИТ организовала получение 35 электронно-цифровых подписей.

Сотрудниками Дирекции выполнялось регулярное обслуживание кадровой системы «АиТ:/Кадры». В настоящее время ведутся работы по переводу данной информационной системы на новый сервер.

Также была выполнена замена 20 персональных компьютеров в бухгалтерии Университета и 15 рабочих станций Дирекции по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений, установлено более 15 новых розеток подключения в учебных аудиториях и административных помещениях.

Кроме того, оформлена подписка на информационно-справочную систему «Система Главбух», которую ежедневно используют сотрудники Бухгалтерии Университета, и объявлен новый конкурс на оказание услуг по развитию и поддержке автоматизированной системы управления финансовой деятельностью МГИМО на 2015 год.

IV. Охрана и безопасность

Сотрудники Дирекции провели комплекс организационно-технических мероприятий, в результате которых подтверждено, что средства информатизации первого отдела Университета соответствуют требованиям стандартов или иных нормативно-технических документов по безопасности информации, утвержденных ФСТЭК России. Был заключен контракт на модернизацию системы контроля управления доступом. Результатом реализации данного проекта станет установка новых турникетов на семи пунктах прохода, рассчитанных на интенсивную эксплуатацию. Дополнительно по условиям контракта будут установлены электронные замки. При условии гарантии надежности работы замков, данное техническое решение будет использоваться для установки в учебных аудиториях.

В летний период на СКУД была установлена защита от грозы на межконтроллерные линии связи между общежитием №2 и основным зданием Университета.

Сотрудники начали работы по расширению системы видеонаблюдения. К началу нового учебного семестра отдел охраны получит 50 дополнительных камер. Общее количество камер системы видеонаблюдения после реализации проекта составит 239 штук.

В прошедшем году кураторы факультетов получили доступ к камерам, установленным в учебных аудиториях и лекционных залах через сервис облачного видеонаблюдения Ivideon. Используя данный сервис можно не только оперативно контролировать загруженность учебных аудиторий, но и оценивать посещаемость студентами учебных занятий.

Планы Дирекции информационных технологий на 2015 год

В наступившем году в Дирекции будет создан новый отдел, отвечающий за обслуживание и развитие слаботочных систем — телефонной связи, видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом. Помимо обеспечения работы указанных систем в начавшемся году поставлены задачи перевода телефонии на IP-стандарт и использование цифровых потоков E1.

С текущего года в ведомство Дирекции ИТ передаются две слаботочные системы — система телевещания и система речевого оповещения о чрезвычайных ситуациях. Планируется, что в текущем году сотрудниками Дирекции будет разработаны предложения о постепенном переходе на цифровое телевидение. Также в планах значится перенесение системы усиления речи лекционных залов в ком. 4072 с целью централизации управления ею.

На середину года запланирована установка в лекционных залах и семинарских аудиториях экранов, отображающих текущее расписание в реальном времени. Также в этом году предполагается подготовить проект модернизации локальной компьютерной сети и центра обработки данных. Данные системы были созданы шесть лет назад и сейчас уже устарели. Требуются быстрые каналы связи, необходимо отказаться от «пережитка прошлого» в виде отдельно выделенного сегмента «административной» сети, обеспечив безопасность более современными способами. Морально устарело и оборудование, обеспечивающее работу виртуальных серверов.

Одним из крупных проектов в этом году станет перевод Управления по работе с персоналом на новую информационную систему. В качестве базовой системы будет использоваться «1С: Предприятие», которая существенно переработана в соответствии с потребностями Управления, в том числе значительно улучшена часть электронных документов, добавлены новые объекты хранения информации, разработаны новые основные неунифицированные печатные формы. Также запланировано внедрение информационной системы для Дирекции по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений, которая будет автоматизировать управленческие процессы Дирекции, в том числе управление финансами, персоналом, инженерной инфраструктурой.

Важнейшей задачей Дирекции в текущем году является разработка стратегии развития ИТ на ближайших три года. Стратегия позволит Дирекции ИТ проще планировать бюджет, более четко объяснять руководству, внедрение каких продуктов планируется и для каких целей. Стратегия позволит указать, насколько Дирекция соответствует основной стратегии развития Университета, и насколько это соответствует представлениям о развитии МГИМО в целом.

Дирекция информационных технологий


Распечатать страницу