Ян Амос Коменский: знакомый незнакомец

9 июня 2015

Ян Амос Коменский: знакомый незнакомец

Ян Амос Коменский: знакомый незнакомец

В лингвострановедческом альманахе МГУ «Северные грани» (2015, №5) опубликована статья-рецензия Е.Воевода «Ян Амос Коменский: знакомый незнакомец» на книгу «Ян Амос Коменский. Основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика» (отв. редактор В.Меськов, редактор-составитель и переводчик — А.Холкина).

В своей статье Е.Воевода отмечает, что авторы новой книги не только детально проанализировали творчество Я. А. Коменского, но и составили своеобразный справочник о реализации его идей в современном образовании. Великий чешский ученый предстает перед нами как основатель философии образования; как педагог-теоретик, заложивший основы стандартизации образования, создавший систему многоуровневого образования, разработавший методологию и основы методов образования, обосновавший принцип наглядности и деятельностного подхода в образовании; как фигура международного масштаба, предвосхитившая идею создания международных образовательных структур и международного сотрудничества в области образования (деятельность ЮНЕСКО, Болонская система, принятие Европейской рамки квалификаций высшего образования, международные сетевые университеты).

Структура образования, предложенная Я. А. Коменским, нашла отражение в современной идее образования через всю жизнь (life-long education). Работы чешского ученого лежат в основе идеи гуманизации образования, развития современного открытого образования (open education), использования современных образовательных технологий — мультимедиа и игровых технологий, междисциплинарного подхода к научным исследованиям и преподаванию. Философия и технология «критического мышления» (critical thinking), технология соизучения языка и специальности (blended learning) также восходят к идеям, выдвинутым великим чешским мыслителем-гуманистом.

Сегодня мало кто помнит, что Я. А. Коменский выдвинул принципиально новую для своего времени методику обучения иностранному языку — через лексику, а не через грамматико-переводной метод, как это было принято на протяжении многих веков до и после него. Применяемый с 1980-х годов метод устного опережения — это использование и развитие идеи чешского педагога.

Е.Воевода делает вывод, что авторы-составители книги «Ян Амос Коменский. Основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика» сумели не только проанализировать и организовать материал, посвященный творческому наследию великого чешского педагога и философа, но и пробудить у читателя интерес к его творчеству, представив известные работы с позиций сегодняшнего дня. Я. А. Коменский предстает как знакомый незнакомец, о котором мы знаем, как нам кажется, достаточно много из истории педагогики, но на самом деле — крайне мало, хотя его идеи современны и актуальны.

Кафедра педагогики и психологии


Распечатать страницу