Преподаватели кафедры на семинаре «Современные образовательные технологии и инновационные методики в сфере высшего образования»

15 декабря 2008

Преподаватели кафедры на семинаре «Современные образовательные технологии и инновационные методики в сфере высшего образования»

Преподаватели кафедры на семинаре «Современные образовательные технологии и инновационные методики в сфере высшего образования»

С 5 по 12 декабря 2008 года в рамках Инновационной образовательной программы (ИОП) преподаватели кафедры французского языка №2 Голованова И.А., Дубровская Н.Б. и Яновская Е.А. приняли участие в проходившем в городе Сент-Джулианс (Мальта) образовательном семинаре «Современные образовательные технологии и инновационные методики в сфере высшего образования».

Место проведения семинара и техническая поддержка организованы языковым центром ESE (European School of English). Курс семинара был рассчитан на 36 часов (6 дней по 6 часов). Координатором проекта выступила компания Инсайт Лингва (Москва).

Преподаватели и административный персонал МГИМО (У) прослушали ряд лекций о современных тенденциях в образовательных технологиях Высшей школы, а также приняли участие в практических занятиях по вопросам применения цифровых технологий в преобразовании дидактического материала и распространении педагогических инноваций в сфере различных исследований.

Выступали с лекциями и осуществляли руководство практической деятельностью по применению лекционного материала преподаватели Университета Мальты, признанные европейским сообществом авторитеты в области организации обучения. Обучение проходило на английском языке с русским переводом (для желающих).

Отдельного внимания заслуживает организованное устроителями семинара посещение Университета Мальты, являющегося старейшим среди университетов стран Содружества, расположенным за пределами Британии (1592 г.). Здесь обучаются около 10000 студентов. Обучение по всем неязыковым дисциплинам ведется на английском языке. К общим областям интересов Университета Мальты и МГИМО (У) можно отнести: международные отношения, социологию, экономику, менеджмент, банковское дело и финансы, маркетинг, международное право, европейское и сравнительное право, исследования в области социальной политики, гуманитарных наук и иностранных языков в образовании, лингвистики, в области устного и письменного перевода, а также сферу образовательных программ для взрослых, сферу изучения использования информационных и компьютерных технологий в образовании и исследование области культурно-ответственного образования. Интерес также представляют входящие в состав Университета Мальты Средиземноморская Академия дипломатических исследований и Международный институт морского права.

В ходе семинара и рабочих встреч с представителями Университета Мальты был обсужден ряд вопросов, связанных с организацией международного образовательного, научного и делового сотрудничества.

В программу семинара вошли лекции и сопутствующие им практические занятия по следующим темам:

  • «Современные образовательные технологии»;
  • «Педагогика в эпоху цифровых технологий»;
  • «Использование поисковой системы Google»;
  • «Интернет как средство обучения»;
  • «Виртуальное окружение для гибкого обучения»;
  • «Системы креативной поддержки».

Участники семинара обсудили такие вопросы, как:

  • перспективы в образовании;
  • изменения в подходах к обучению;
  • роль технологии в современном обучении;
  • инициативы для инновационных подходов к вопросу обучения;
  • цифровые технологии нового поколения для расширения границ обучения и формирования фундамента знаний;
  • педагогика, ориентированная на процесс;
  • взаимодействие, обучение, обмен опытом и сбор информации при помощи виртуального мира;
  • расширение дидактических подходов и возможности самостоятельного обучения через глобальную сеть;
  • средства массовой информации как источник креативной поддержки.

Научные и практические подходы и концепции
Предложения и рекомендации по их внедрению в образовательный процесс МГИМО (У) МИД России

Ведущей концептуальной основой семинара явилась идея развития современного общества как «общества знаний» (Knowledge Society). На Факультете образования Университета Мальты основными компетенциями представителя «общества знаний» признаются компетенции ведения исследовательской деятельности, планирования и инновационной деятельности. В этой связи учреждения образования и профессиональной подготовки (ETI) мыслятся как обеспечивающие сбалансированный процесс между обучением и накапливанием знаний. Как направленные на подготовку квалифицированных экспертов в различных областях, обладающих компетенциями разработки высокотехнологичных решений проблем на основе предшествующего опыта, исследовательскими компетенциями и компетенциями работы в команде построения знаний.

По словам профессора Мальтийского университета доктора Филиппа Бонанно, речь идет о смене понятийной парадигмы. Используются термины, относящиеся не к информационному обществу, но к «обществу знаний». На Факультете образования Университета Мальты ведущей педагогической категорией оказывается категория «образовательные технологии», включающая в себя «технологии обучения» (ИКТ – информационные и коммуникационные технологии) и «технологии построения знаний» (ИКТ – инновационные и креативные технологии). Подобный подход к процессу образования обусловливает определенные тенденции в организации учебного процесса, равно как и задает общие направления управленческой, финансовой, организационно-правовой политики вуза.

В сфере организации учебного процесса интересным представляется опыт Университета Мальты по следующим направлениям:

  • реализация программы «обучение в течение всей жизни» (Lifelong Learning) начиная с подготовительных курсов для иностранных абитуриентов;
  • действующая система учебных модулей;
  • исследовательские практики;
  • использование в образовательных технологиях концептуальных артефактов.

Университет Мальты является членом ряда международных организаций, среди которых Европейская ассоциация университетов (EAU www.eau.be), Ассоциация университетов стран Содружества (www.acuac.uk), Европейский сетевой доступ (EAN www.ean.edu.org), the Santander Group (www.sgroup.be), the Compostela Group of Universities (www.groupcompostela.org), the Urecht Network и Международная программа обмена студентами (www.isep.org). В контексте членства в международных организациях, вступления Мальты в Европейский Союз в Университете активно реализуются все основные направления Болонского процесса (Bologna Action Lines).

Программа «обучение в течение всей жизни» работает в вузе начиная с уровня абитуриента. В частности, в Мальтийском университете организован подготовительный курс для иностранных студентов – Foundation. Годовой курс обучения на дневном отделении, по окончании которого выдается The Certificate in Foundation Studies Course, предназначен для иностранных студентов, чья квалификация не отвечает требованиям, необходимым для зачисления в университет. Абитуриенты, желающие поступить на курс Foundation, должны предоставить международно признанные сертификаты, подтверждающие необходимый уровень владения английским языком (в Университете Мальты все неязыковые курсы ведутся на английском языке). Кроме английского языка, студенты, обучающиеся на Foundation, изучают по выбору основы дисциплин, которые в дальнейшем предполагают изучать в Университете Мальты. Это помогает подготовиться к поступлению на специальные курсы. Более подробно о требованиях, предъявляемых для поступления на специальные курсы, можно ознакомиться на сайте: www.um.edu.mt/intoff/foundationstud.html.

Представляется, что практика организации подобных подготовительных курсов может быть переосмыслена и в перспективе для зарубежных студентов, приезжающих по программам вертикальной академической мобильности (на полные циклы обучения в бакалавриаты или магистратуры МГИМО (У)), могут быть созданы специальные подготовительные программы – как при поддержке Кафедры русского языка для иностранных учащихся МГИМО (У), так и при поддержке преподавателей предметов специализации.

Более того, возможно создание подготовительных курсов по специальности и для русскоговорящих студентов, желающих поступить, например, в бакалавриат МГИМО (У). Абитуриенту нередко не просто выбрать дальнейшее направление обучения. В то время как практика летних подготовительных школ, где поступающий в вуз может ознакомиться с предстоящей областью изучения через посещение ряда лекций или практических занятий, уже в известна на Западе, в частности успешно используется рядом американских вузов.

Программа Foundation в Мальтийском университете, безусловно, прежде всего ориентирована на студентов, приезжающих по программам вертикальной мобильности. Тем не менее в вузе равно действуют такие программы академической мобильности, как программы обмена и программы краткосрочной (как правило, на семестр или учебный год) горизонтальной мобильности. (Более подробную информацию можно запросить по электронной почте International and EU Office, University of Malta: intexchanges@um.edu.mt.)

Успешности данных программ в значительной мере способствует разработанная в Университете обширная система учебных модулей, включающих: обязательные модули (Compulsory study-unit – учебный модуль, без успешного прохождения которого курс не может быть засчитан), «комплексные» модули (Concurrent study-unit – два и более модуля, которые можно выбрать только в комплексе и необходимо пройти в течение семестра), элективные модули (Elective study-unit – модуль, увязанный с учебным планом факультета, где обучается студент, который выбирается последним в качестве обязательного из ограниченного ряда предлагаемых модулей), факультативные модули (Optional study-unit – модуль, свободно выбираемый студентом из спектра модулей, предлагаемых учебными планами других факультетов Университета обучения), «предварительные» модули (Pre-requisite study-unit – модуль, успешное прохождение которого обязательно для получения права обучения по очередному модулю) и «сводные» модули (Synoptic study-unit – модуль, который требует от студента применить интегрированное знание, полученное по прохождении предшествующих модулей избранного направления; данный тип модуля не обязателен для курса или направления обучения, но при его включении в программу он ставится на последний год обучения по заданному направлению и его сдача необходима для успешного завершения курса или цикла обучения).

Подобная система организации учебного процесса, с одной стороны, является привлекательным компонентом для студентов, желающих приехать по программам академической мобильности, поскольку позволяет студенту построить индивидуальную программу академической мобильности в соответствии со сферой собственных интересов. С другой стороны, система модулей в значительной мере обусловливает возможность выстраивания студентом индивидуальной траектории обучения в рамках основного вуза обучения, стимулируя его активное участие в процессе формирования собственных компетенций, по сути делая его активным участником «команды построения знаний» в «обществе знаний».

Модульная система обучения является естественным компонентом Болонского процесса. В МГИМО (У) в настоящее время уже действует ряд элективных и факультативных модулей. Дальнейшее развитие системы образовательных модулей в МГИМО (У) представляется одним из стратегических направлений реализации в Университете Болонского процесса. При этом опыт Университета Мальты может быть полезным при рассмотрении схем модульной организации содержательного компонента программ. Интерес, в частности, представляют «комплексные» модули (способ упростить представление когнитивно родственного материала при сохранении концептуального единства знания), «предварительные» модули (как своеобразный промежуточный контроль знаний, позволяющих успешное продолжение обучения), а также «сводные» модули, стремящиеся к интеграции знаний, а значит, к развитию и упрочению комплексных компетенций, профессиональных компетенций высшего уровня.

В значительной мере повышению инициативности студента как члена «общества знаний» способствует развитая система исследовательских институтов в Университете Мальты. Исследовательская база в настоящее время создана на одиннадцати факультетах Университета, в шестнадцати учебных институтах и восьми учебных центрах при Университете, в том числе по таким направлениям, как «Юриспруденция», «Экономика, менеджмент и бухгалтерское дело», «Общественное администрирование и менеджмент», «Лингвистика». Причем отметим, что Университет Мальты позиционирует себя как европейский исследовательский вуз, что является одним из ведущих направлений работы в рамках создания Единого европейского пространства высшего образования.

Для МГИМО (У) в этой связи интерес представляют схемы сотрудничества в области проведения исследований между Университетом Мальты и различными бизнес-структурами, по словам директора Отдела международного сотрудничества и сотрудничества с Европейским Союзом Университета Мальты доктора Омара Грека, обеспечивающими существенную часть финансирования исследовательских проектов. Подобная финансовая поддержка исследований со стороны бизнеса служит значимой составляющей социального аспекта Болонского процесса в Европе. Развитие подобных исследовательских программ в МГИМО (У) не только позволило бы большему количеству студентов, нуждающихся в социальной поддержке, продолжить обучение на третьем уровне образования в Университете, но при подключении работодателя к сотрудничеству на этапе написания бакалаврской диссертации, например, способствовало бы повышению профессионального доверия работодателя к выпускникам бакалавриатов, квалификационный статус которых в России пока еще у многих компаний вызывает сомнения.

Показательно, что, стремясь к развитию у студента инициативного подхода к получению образования, Факультет образования Мальтийского университета активно внедряет в учебный процесс технологии с использованием концептуальных артефактов – различного рода цифровых инструментов (Google, Moodle, обучающие игры, Facebook, Wikipedia и др.). По мнению профессора Мальтийского университета доктора Филиппа Бонанно, исходя из особенностей обучения в XXI веке, необходимо учитывать усиление связей между индивидуальным и организованным обучением и направлять усилия на поиск новых способов объединения творческих, познавательных и информационных процессов. Инновационные решения в сфере образования должны прежде всего способствовать повышению эффективности обучения и росту значимости информационных и коммуникационных технологий для творчества, обучения и создания совместных проектов.

В рамках семинара «Современные образовательные технологии» была дана характеристика быстрых изменений в подходах к обучению, обсуждались перспективы в образовании, роль информационных технологий в современном обучении, дано обоснование инновационного подхода к вопросу обучения. При обсуждении темы «Педагогика и цифровые технологии нового поколения» была отмечена роль цифровых технологий для расширения границ обучения и формирования фундамента знаний.

В рамках стажировки преподаватели и сотрудники МГИМО (У) получили возможность не только совершенствовать навыки эффективного поиска необходимой информации в Интернете, включая такие поисковые системы и электронные платформы, как Google, Moodle, Facebook, Wikipedia, но и развить практические навыки работы с мультимедийными материалами. Особый интерес участников семинара вызвали практические занятия по рациональному поиску данных и использованию полученных информационных массивов в качестве основного и дополнительного учебного материала в процессе обучения. Умело подобранные виды заданий, а также хорошо продуманная мотивация способствовали развитию у стажеров приемов сравнительного анализа и синтеза, что, безусловно, повысило способность к восприятию и документированию полученной информации в режиме реального времени.

Отдельное внимание было уделено расширению дидактических подходов и возможности самостоятельного обучения с использованием виртуальной среды, где особый интерес представляют планирование электронной деятельности и практика он-лайн оценки.

Заслуживают внимания также инновационные адаптивные и интуитивные системы обучения, предполагающие новые формы оценки результатов обучения, равно как и механизмы обратной связи/руководства (инновационная методика диагностики) для учащегося и преподавателя. В этом контексте важно понимать, что работа может включать не только привычные формы обучения, но и соотноситься с обучающими компьютерными играми и иммерсивной средой и сочетать моделирование, разработку сценариев и совместное обучение. Специалисты на убедительных примерах доказали, что включение в процесс обучения данных революционных средств будет стимулировать познавательные процессы и способности современных студентов.

Практическую ценность имеют вспомогательные материалы и ресурсы, предоставленные руководителями семинара, в виде адресов Интернет-сайтов по использованию современных технологий в обучении:

Educational Technology for Innovation:

Web-Based Simulation:

Games:

Ориентируясь на современные требования, ввиду внедрения подхода, основанного на принципе креативности и сотрудничества, следует отметить фундаментальное изменение роли преподавателя в образовательном процессе (преподаватель как тьютор, что характерно для Европейского пространства высшего образования и Болонского процесса с его «студентоцентричностью», мощным социальным подтекстом), что, по мнению руководителей семинара, подразумевает индивидуализацию обучения с максимальным учетом потребностей каждого студента.

Полученные на практических занятиях знания помогут преподавателям-лингвистам пополнить портфель индивидуальных подходов к образовательным программам, делая обучение студентов более креативным, а диверсификационные методики более гибкими. Трудно переоценить роль современных технологий и инновационных методик в преподавании языков в институте, а также в таких аспектах, как лингвострановедение и культурология.

На фоне продвигающегося процесса формирования Единого европейского образовательного пространства все более существенным становится также участие вузов в создании сильных сообществ обучения и практики. Речь здесь идет о взаимовыгодном сотрудничестве и обмене опытом в сфере образовательных технологий, равно как и о финансовой поддержке образовательных программ со стороны международных организаций, в частности со стороны Европейской Комиссии.

Университет Мальты участвует в ряде программ, поддерживаемых Европейским Союзом. В частности, Мальтийский университет является участником исследовательской по характеру Седьмой рамочной программы (2007–2013) (EU Seventh Framework Programme), а также программы академической мобильности Erasmus Mundus, предоставляя образовательные ресурсы для организации многосторонних магистерских программ. (Более подробную информацию можно получить по электронной почте: erasmus@um.edu.mt).

Кроме того, в Университете Мальты действует ряд программ двойных и совместных дипломов. Например, магистерская программа двойного диплома с Государственным университетом Сан-Диего (США) по направлению «Маркетинг», а также магистерская программа совместного диплома с Университетом Джеймса Мэдисона (США) по направлению «Рациональное природопользование».

В МГИМО (У) в течение нескольких лет действуют магистерские программы двойных и многосторонних дипломов, созданные в сотрудничестве с ведущими вузами Европы. В то же время возможно участие МГИМО (У) в создании многосторонних магистерских программ в консорциуме с вузами стран Европейского Союза в рамках финансируемой Европейской Комиссией программы Erasmus Mundus. Коррелирующим стратегическим направлением реализации Болонского процесса в МГИМО (У) следует также назвать участие в исследовательских грантах Европейской Комиссии, таких как Tempus.

Участие вузов в создании сильных сообществ обучения и практики требует также осознания функционирования образовательных учреждений в системе «обучение в течение всей жизни» (Lifelong Learning). В частности, по мнению профессора Мальтийского университета доктора Филиппа Бонанно, необходимо создавать специальные программы повышения квалификации с привлечением специалистов службы поддержки информационных технологий и релевантных команд преподавателей. Педагогика теперь ориентирована на процесс обучения. Современного преподавателя характеризует высокая степень креативности, что проявляется, наряду с высоким уровнем профессиональной компетенции, в таких качествах, как гибкость профессионального мышления, адаптивность к инновационным ситуациям профессиональной деятельности, способность работать в команде со студентами, используя цифровые технологии для расширения границ обучения и формирования фундамента знаний.

На современном этапе этот факт все еще нередко является препятствием на пути поступательного движения системы образования, поскольку многие преподаватели испытывают определенные трудности при переходе в новую образовательную реальность, что ставит на повестку дня вопрос об изменении установок, содержания, методик, технологий, что возможно через развитие профессиональных компетенций преподавателя в формате повышения квалификации. Такой подход способен сформировать единое и целостное профессиональное образовательное поле: система получения квалификации – переподготовки – повышение квалификации. Он позволит повысить эффективность процесса обучения посредством внедрения общеевропейских тенденций развития профессиональных компетенций в процесс повышения квалификации сотрудников образования. Кроме того, в контексте реализации Болонского процесса для программ повышения квалификации необходимо ввести систему Европейских академических кредитов, что упростит процесс интегрирования российских дипломов о повышении квалификации в систему Единого европейского образовательного пространства.

При осуществлении изложенных предложений и рекомендаций по внедрению в образовательный процесс МГИМО (У) полученных в ходе стажировки научно-практических знаний значимыми могут оказаться следующие контакты, установленные в ходе работы семинара и встреч с представителями Мальтийского университета:

Philip Bonanno, PhD
Professor, Department of Mathematics, Science & Technical Education
Faculty of Education
University of Malta
philip.bonanno@um.edu.mt

Ms. Patricia Camilleri
Director, Communications and Alumni
Relations Officer
University
of Malta
Тел.: (+356) 2340 3180
(+356) 2340 3182/2591
Факс: (+356) 2131 6941
e-mail: intoff@um.edu.mt
Website: www.umt.edu.mt

Dr. Omar Grech
Director, International and EU Office
University of Malta
Тел.: (+356) 2340 3180
(+356) 2340 3182/2591
Факс: (+356) 2131 6941
e-mail: intoff@um.edu.mt
Website: www.umt.edu.mt

Возможные способы распространения информации, полученной в ходе стажировки

  1. публикация материалов стажировки;
  2. размещение новостной информации о стажировке на информационном портале МГИМО (У);
  3. проведение консультаций, семинаров для кафедр МГИМО (У);
  4. взаимодействие с координаторами по Болонскому процессу на кафедрах и факультетах;
  5. проведение встречи со студентами по вопросам реализации Болонского процесса в МГИМО (У).

Распечатать страницу

Фотогалереи