Интервью с профессором А.Х. Абашидзе

2 апреля 2009

Интервью с профессором А.Х. Абашидзе

Интервью с профессором А.Х. Абашидзе, доктором юридических наук, профессором кафедры международного права, о вопросах международной защиты прав человека.

Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, самые важные события, повлиявшие на современное состояние международной защиты прав человека?

Ответ: Современное видение международной защиты прав человека берет свое международно-правовое начало в Уставе ООН, и оно является важной составной частью системы коллективной безопасности, закрепленной в этом важном документе. Принцип всеобщего уважения прав человека закреплен в ст.1 (пункт 3) и ст.55 (пункт с) Устава ООН. Согласно ст.55 пункта (с) «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения  народов, Организация Объединенных Наций содействует: Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». В соответствии со ст.56 Устава «Все члены  Организации обязуются предпринять совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст.55». Напомню, что в настоящее время 192 государства-члена ООН связаны обязательством, закрепленным в вышеупомянутых статьях Устава ООН.

Вопрос: Недавно юристы-международники отметили 60-летие Всеобщей декларации прав человека. Эта тема обсуждалась и на научно-практической конференции в МГИМО, посвященной 60-летию кафедры международного права. Какова, по Вашему мнению, роль данного документа в развитии международной защиты прав человека сегодня?

Ответ: Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией ГА ООН 10 декабря 1948 года. Ни одно государство не голосовало против нее. Этот день, 10 декабря, каждый год отмечается во всем мире, как День прав человека. Текст Всеобщей декларации прав человека переведен на 300 языков, в связи с этим она внесена в книгу рекордов Гиннеса. Данный документ является первым актом ООН в сфере прав человека, положившим начало принятию Международного билля о правах человека. На ее основе были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экологических, социальных и культурных правах, которые образуют Международный билль о правах человека. Положения Всеобщей декларации прав человека нашли свое отражение почти во всех универсальных и региональных актах о правах человека, а также в национальных законодательствах государств. Подтверждением этого служит, например, глава 2 Конституции РФ 1993г.

Практикой государств подтверждается, что положения Всеобщей декларации прав человека признаются в качестве норм международных обычаев, т.е. они имеют обязательную силу. Авторитет данного акта признают даже те государства, которые не являются участниками  Международных пактов о правах человека по причинам религиозных соображений (Речь идет о некоторых арабских странах).

Вопрос: Как известно, за последнее время было принято несколько новых международных правовых актов о правах человека, в частности, Конвенция о правах инвалидов, Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Можете ли Вы сделать какие-либо прогнозы по эффективности их применения? Как Вы оцениваете их содержание?

Принятием новых международно-правовых актов в области прав человека подтверждается дееспособность ООН и дальнейшая гуманизация  международного сообщества государств. Конвенция о правах инвалидов призвана улучшать правовое положение более 500 миллионов людей, признанных инвалидами. Речь идет о более 10% населения каждой страны. Только 2%  детей-инвалидов в развивающихся странах получают официальное образование. Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах был одобрен ГА ООН 10 декабря 2008г. на специальном торжественном заседании, посвященным 60-летию Всеобщей декларации прав человека. Он вступает в силу после его ратификации десятью государствами. Верховный Комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллей назвала это событие важным шагом, направленным на устранение «исторических пробелов».

С принятием упомянутых выше международных актов безусловно будет улучшаться ситуация в сфере защиты прав человека. В частности, Факультативный протокол позволяет отдельным лицам обратиться в специально созданный для этого Комитета с жалобами на нарушения их прав, гарантированных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Вопрос: Почему, как Вам кажется, государства так долго не решались наделить Комитет по экономическим, социальным и культурным правам дополнительными полномочиями, в частности, полномочиями по рассмотрению индивидуальных жалоб?

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят в 1966 году, вступил в силу в 1976 году. На сегодня его ратифицировали 157 государств. Пакт провозглашает, что идеал свободы человеческой личности, свобода от страха и нужды, могут быть реализованы только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться экономическим, социальными и культурными правами. Это касается условий труда, социального обеспечения, защиты семей и т.д. Ряд государств-членов ООН считает, что нельзя принять обязательства по этому Пакту исходя из той простой причины, что не все государства экономически готовы их выполнять на одинаковом уровне. Следовательно, получается, что положения данного Пакта следует рассматривать, как программные, т.е. идеалы для стремления, а не как международно-правовые обязательства.

Вместе с тем, необходимо отметить, что принятие Факультативного протокола является недвусмысленным сигналом о равной ценности и важности всех прав человека. Этот акт подтверждает приверженность международного сообщества единой, неделимой и всеобъемлющей концепции прав человека. Главный довод против взятия обязательств по этому Пакту, а именно, нехватка средств для обеспечения экономических, социальных прав, не имеет под собой основания. По данным ФАО достаточно 30 млрд.долларов США в год, чтобы раз и навсегда искоренить голод на земном шаре. Где найти эти средства? Они есть: в 2007 году развитые и развивающиеся страны потратили на вооружение 1340 млрд. долларов США.

Вопрос: Считаете ли Вы, что Совет по правам человека более эффективен, чем существовавшая до него Комиссия по правам человека?

Комиссия по правам человека сделала немало в условиях глобального идеологического противостояния, однако она не отвечала новым требованиям развития человечества в глобализирующемся мире. Совет по правам человека, созданный в 2006 году, отличается новыми элементами в деятельности. Речь идет, прежде всего, об универсальных периодических докладах государств о выполнении ими обязательств по правам человека. По установленному графику Совет в течение года в рамках трех сессий рассматривает 48 таких докладов с таким расчетом, что в течение 4 лет охватит все государства-члены. При рассмотрении универсальных периодических докладов учитываются не только сведения, предоставленные соответствующими государствами, но и сообщения, поступившие из источников НПО и самой ООН. Кстати, в феврале 2009 года Россия успешно представила свой универсальный периодический доклад в Совет.

Совет по правам человека сохранил ряд прежних специальных процедур и создал новые. Речь идет о специальных докладчиках по тематике, о специальных представителях по конкретным странам и ситуациям и о рабочих группах.

Я выполняю функцию члена одной из таких групп – Рабочей группы по произвольным задержаниям. Это единственный механизм среди специальных процедур, который, по аналогичным некоторым договорным органам, имеет право рассматривать индивидуальные жалобы. Наша группа только за последний год посетила такие страны, как Италия, Колумбия, и Мальта с целью изучения на местах ситуации, которые могут служить причиной произвольных задержаний.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, вынесенное недавно решение о временных мерах Международного Суда ООН по делу Грузия против России 2008 г. Насколько обоснованы ссылки Грузии на Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.? Считаете ли Вы само решение обоснованным?

Ответ: Жалоба Грузии в Международный Суд ООН против России поступила 12 августа 2008 г., т.е. после вооруженных столкновений в Южной Осетии. Иначе говоря обстановка была предельно напряженной.

Грузия обвинила Россию в нарушении положения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и обосновывала свою жалобу на основе ст. 22 Конвенции. Грузия утверждала, что Россия, действуя через свои органы, своих агентов, лиц и свои организации, тем самым осуществляла элементы государственной власти, а также что она через «сепаратистские силы» Южной Осетии и Абхазии, находящиеся под ее управлением ими контролем, совершила, способствовала совершению и поощряла акты расовой дискриминации, в результате нападения и массовых депортаций этнических грузин и других этнических групп из грузинских регионов Южной Осетии и Абхазии.

14 августа 2008 г. Грузия обратилась дополнительно в Суд за принятием временных мер по защите прав, закрепленных в Конвенции, т.е. защите граждан Грузии против дискриминационных актов, якобы совершаемых вооруженными силами России, действующих совместно с сепаратистской милицией и иностранными наемниками.

Международный Суд ООН, прежде всего, установил, что Грузия присоединилась к указанной Конвенции 2 июля 1999 г. без каких-либо оговорок. Советский Союз ратифицировал ее 4 февраля 1969 г. с оговоркой по отношению ст. 22 Конвенции, которая была затем снята Советским Союзом 8 марта 1989г. Таким образом, Суд заключил, что Россия как продолжатель СССР является участницей Конвенции без каких-либо оговорок. Следовательно, Суд обладает юрисдикцией рассмотреть дело.

Слушание дела прошло 8, 9 и 10 сентября 2008г. Грузия обвиняла Россию в нарушении ст.ст. 2 и 5 Конвенции 1965 г.

Международный Суд ООН квалифицировал, что ст.ст. 2 и 5 имеют характер экстратерриториального применения, и, следовательно, государства-участники Конвенции 1965 г. должны ими руководствоваться в своих действиях,  в том числе за пределами своих государственных границ. Далее Суд отметил, что указанные в ст. 22 Конвенции 1965 г. процедуры разрешения спора не являются предварительными условиями, которые должны быть исчерпаны перед передачей дела в Суд. При этом Суд отметил, что подобные переговоры уже имели место во время рассмотрения ситуации в Совете Безопасности.

Решение Международного Суда ООН о временных мерах было принято восьмью голосами (семь голосов против). Решение Суда можно трактовать по-разному. Например, предписав временные меры России по отношению к Южной Осетии и Абхазии, можно предполагать, что Суд признает факт причастности России к этим территориям. При этом можно также сказать, что Суд признал особый интерес России на этих территориях, что постоянно подчеркивает Россия. Речь идет, в частности, о том, что большая часть населения этих территорий – это граждане Российской Федерации.


Распечатать страницу