Учебно-методические аспекты подготовки к самообследованию по результатам учебной успеваемости

21 января 2016

Учебно-методические аспекты подготовки к самообследованию по результатам учебной успеваемости

Накануне родительского собрания Координационный центр довузовской языковой подготовки провел встречу преподавателей английского языка ВПК. Участники мероприятия обсудили вопросы подготовки к промежуточной аттестации, а также сбора информации для проведения самообследования по результатам учебной и учебно-методической работы по дисциплине «Английский язык».

Преподаватели ознакомились со статистическими отчетами динамики развития качества языковой компетенции слушателей, включая виды речедеятельности, являющиеся содержательной частью учебной программы по английскому языку. После обсуждения текущей успеваемости и посещаемости слушателей одногодичной и двухгодичной программ ВПК собравшиеся рассмотрели вопросы необходимости оптимизации учебного процесса на основе электронных информационно-образовательных технологий в условиях довузовской подготовки. Следующим пунктом программы стал анализ технической обеспеченности слушателей и возможности их доступа к электронным информационно-образовательным ресурсам ФДП. Также преподаватели обсудили пути оценки качества уровня сформированности ЗУН слушателей ВПК по английскому языку в рамках проведения самообследования и необходимость переподготовки экспертов ЕГЭ 2016 года.

Рассматривая проблему оптимизации языковой довузовской подготовки, собравшиеся отметили ее зависимость от уровня внедрения инновационных образовательных технологий в деятельность преподавателя на нескольких уровнях (методологическом, теоретическом и прикладном). Директор Координационного центра довузовской языковой подготовки А.Петрова, выступая перед собравшимися, привела примеры инновационного подхода к реализации учебного процесса в условиях довузовской подготовки. В первую очередь, это обучение в сотрудничестве, сущность которого состоит в необходимости прогнозировать и проектировать результат подготовки будущих выпускников, исходя не только из заданных стандартов обучения, требований к уровням усвоения знаний, умений и навыков (выраженных в учебных планах, программах, показателях контроля ЗУН), но и из получаемой информации о состоянии предметных результатов и условиях их достижения. Такую информацию можно получить в результате постоянного субъектного взаимодействия преподавателя и слушателя, в результате системного мониторинга учебного процесса и его качества. Во-вторых, обучение и воспитание учащихся по принципу педагогической поддержки, заключающейся в гуманистическом взаимодействия преподавателя и слушателя и основанной на расширении и углублении личностно ориентированной развивающей парадигмы образования.

А.Петрова определила особое место учебно-воспитательного процесса в реализации этой модели, которое занимает внутренняя воля и творчество личности, реальный гуманизм и демократизм всего процесса обучения. В ходе реализации принципа педагогической поддержки рекомендовано осуществление работы с «проблемами-препятствиями» (противоречивые ситуации, требующие адекватного решения). Их решение осуществляется при помощи сотрудничества преподавателя и учащегося, основанного на реализации принципа межличностного взаимодействия и партисипативности. Она отметила, что наблюдение за учебным процессом в ходе подготовки дает основание утверждать, что эффективность процесса проведения курса детерминируется созданием условий для усвоения учебного материала, когда учащийся чувствует, что к нему внимательно относятся независимо от результатов успеваемости. Такое личностно ориентированное обучение создает условия для равно-партнерского учебного сотрудничества преподавателя и учащегося в совместно организованном преподавателем решении учебных познавательных задач.

Далее преподаватели получили актуальную информацию о ходе обновления учебного материала и переработки части учебно-методического комплекса по изучаемой на ВПК дисциплине «Английский язык». Отбор учебного материала для реализации содержания курса проводится исходя из параметров: соответствия нормативно-правовым стандартам и требованиям, полноты представления понятия, практической значимости и соответствия целевой установке. Это условие в практике организации обучения способствует глубокому пониманию, прочному запоминанию и правильному использованию усваиваемых знаний, навыков, умений; повышению уровня владения материалом; активизации мыслительной деятельности учащихся на практических занятиях. С целью дальнейшего проведения самообследования преподавателям предлагались анкеты-вопросники, в ходе заполнения которых проводилась оценка результатов освоения дисциплины с учетом уровней сформированности объектного компонента, определяемого когнитивно-операциональным критерием (знания и умения), социального компонента, определяемого коммуникативным критерием, а также оценочного компонента языковых компетенций. Для высокого уровня характерны: ценностный уровень личностного смысла, т.е. внутренняя заинтересованность в овладении специальными знаниями и умениями и умением учиться (умением ставить образовательные цели, планировать свою учебную деятельность, планировать время, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию); высокая степень полноты и действенности знаний и умений; сформированная готовность к социальному взаимодействию; критичность мышления. Предметные результаты освоения слушателями ВПК основной образовательной программы, проявленные на высоком уровне языковой компетенции, обеспечивают возможность дальнейшего успешного профессионального обучения учащихся.

В заключение обсуждения преподаватели выступили с предложениями по дальнейшему развитию и оптимизации учебно-методической базы.

Координационный центр довузовской языковой подготовки


Распечатать страницу