Эксперты МГИМО на форуме «Россия — Ближний Восток» в Казани

5 августа 2019

Эксперты МГИМО на форуме «Россия — Ближний Восток» в Казани

Эксперты МГИМО на форуме «Россия — Ближний Восток» в Казани

Эксперты МГИМО приняли участие в Международном экспертном форуме «Россия — Ближний Восток», прошедшем в Казани 1–4 августа.

Форум приурочен к 90-летию со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля Е.М.Примакова и организован Центром внешнеполитического сотрудничества имени Е.М. Примакова в сотрудничестве с Российским советом по международным делам при поддержке Фонда президентских грантов.

Цель форума — установить более тесные связи между представителями экспертного сообщества России. Ирана, Сирии, Ирака, Ливана, Турции и Палестины, а также создать регулярный формат диалога между Россией и странами Ближнего Востока.

Младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМИ А.Р.Маргоев выступил в сессии «Россия и Иран: сложный путь к стратегическому партнерству?». Сессию «Подходы России и Турции к региональной безопасности на Ближнем Востоке» модерировала заместитель декана Факультета международной журналистики, доцент кафедры мировой экономики Н.Р.Масумова. В конференции также приняла участие заместитель декана Факультета международных отношений, доцент кафедры востоковедения Е.В.Колдунова.

Обсуждения прошли в закрытом режиме, однако правило Chatham House позволяет поделиться некоторыми наблюдениями:

  • Возвращение России на Ближний Восток признают даже те, кто не мог себе этого представить еще несколько лет назад и не воспринимал всерьез российское участие в ближневосточной повестке дня. Однако такая вовлечённость означает и ответственность, считают политические элиты в регионе. От России ждут не просто вклада в стабилизацию конфликтов и дальнейшее их урегулирование, но и решения гуманитарных проблем, которые вызваны этими конфликтами.
  • Авторитет США среди стран региона, за исключением государств Персидского залива, подвергается сомнению, поскольку для урегулирования узловых конфликтов региона необходимо посредничество, а не исключительно отстаивание интересов союзников. Кроме России ни у одной внерегиональной державы нет равноценных отношений с большинством стран региона. Более того, российская внешняя политика видится в регионе более стабильной и ориентированной на взаимоприемлемый результат, чем политика США. Однако признается и ограниченность российских ресурсов для долгосрочного и всестороннего участия в региональных делах.
  • Два основных препятствия к достижению мира в регионе Ближнего Востока — восприятие угроз и устойчивость к изменениям статуса-кво. Страны преувеличивают угрозу со стороны соперников в регионе и противодействуют нормализации отношений с ними, даже когда возможно сотрудничество по отдельным вопросам.
  • Российско-турецкие связи остаются примером урегулирования кризисов в двусторонних отношениях. Стороны договорились не соглашаться по некоторым вопросам, но достигать результата в тех областях, где интересы двух стран не противоречат друг другу. Такая модель может быть полезной для развития отношений России с другими государствами региона, а также между ними.
  • Российско-иранские отношения в целом еще не развиты до уровня стратегического партнерства. Однако за постсоветскую историю двустороннего взаимодействия можно выделить три важных эпизода, в которых Россию и Иран можно было назвать стратегическими партнёрами: урегулирования гражданской войны в Таджикистане, борьба с талибами в Афганистане и борьба с террористами в Сирии.

Дирекция ИМИ


Распечатать страницу