Комплексность феномена одаренности и креативности

29 июня 2019

Комплексность феномена одаренности и креативности

28-29 июня в г. Вршац (Сербия) состоялся юбилейный 25-й круглый стол по проблемам одаренности «Комплексность феномена одаренности и креативности». В работе круглого стола участвовали профессора кафедры философии МГИМО.

Старинный сербский город вот уже четверть века принимает гостей, чья деятельность так или иначе связана с обучением (и изучением) одаренных. Среди приглашенных много преподавателей из славянских стран — Словении, Македонии, Боснии, Черногории. В этом году прозвучали также выступления ученых из Румынии, Германии, Швеции и России.

...Разговор о проблемах реализации одаренности и ее фиксируемых отличиях от таланта открыл установочный доклад «Вызовы основаниям теории образования одаренных и талантливых», подготовленный профессором Роландом С.Парссеном (Йёнчёпингский университет, Швеция). Содокладчик доктор Зора Крньяич (институт педагогики философского факультета Белградского университета) в свою очередь исследовала тему хобби, увлечений, способствующих раскрытию таланта (на примере сербских студентов). Россию представляли доклады профессоров МГИМО В.С.Глаголева на тему «Культ успеха в экономике: панацея от одаренности» и М.В.Силантьевой «Время в картине мира одаренных: талант и экзистенция».

Как было подчеркнуто в докладе профессора Парссена, одаренность и талант — не только «наш взгляд» на способных людей, но прежде всего — феномены реальности. Каждый человек одарен в какой-либо области и может раскрыться, состояться в ней; а может и не раскрыться. В отличие от одаренности, талант связан с высокой степенью социальной ответственности, что требует от человека определенного поведения. При этом известно: 5% талантливых сотрудников производят до 25% продукции, вырабатываемой ведущими компаниями мира. Именно поэтому поднятые на конференции вопросы «не являются праздными», хотя поиск однозначно успешных «технологий по производству талантов» абсурден в силу самой постановки вопроса. Это — один из вопросов, на который нет ответов.

Дискуссия, развернувшаяся вокруг «вопросов, у которых нет ответов» (Р.Парссен) показала, что работа в сфере образования, по мнению многих из числа тех, кто ею занят, не может быть сведена к установлению «наборов готовых решений». При этом еще со времен Л.C.Выготского тезис о «невозможности педагогических алгоритмов» и одновременно требование разработки эффективных методик «взращивания талантов» связаны с поиском рациональных оснований, «поддающихся пониманию». Среди последних — учет психофизической природы человека и «влияния окружения» («культуры» в широком смысле); понимание неоднозначности их взаимодействия и важности формирования навыков, позволяющих реализовать таланты в реальной деятельности. Параллельно дисфункции, связанные с самораскрытием личности одаренных, требуют создания моделей, отражающих как базовые условия становления персональности, так и возможный контекст (в том числе и социальный), в котором реализуется ее деятельность.

Доктор Парссен выдвинул тезис, согласно которому природный и социальный «ответ» на рандомные эволюционные изменения, вопреки укоренившемуся в педагогической науке мнению, сам по себе не направлен на поддержание того небольшого числа людей, которые более развиты (например, интеллектуально), выделяются из большинства и тем самым резко отличаются от него. Эволюционно люди лишь со временем приспособились не убивать тех, кто более других одарен в интеллектуальном смысле.

Что такое эволюция? Это одновременно теория и факт. Если говорить о факте, то применение принципа причинности позволяет предположить, что эволюция «не заботится» об одаренных. Ее задача — расширить возможности приспособления. Те, кто не способен решить эту задачу, просто-напросто «не воспроизводятся». Механизм селекции здесь связан с генетической адаптацией, и природная среда (не в меньшей мере, чем социальная) «работает» на выживание и самосохранение, а не на поддержание «аномалий».

В свете сказанного требует пересмотра и отношение к механизмам соревновательности, заложенным, как неоднократно подчеркивалось выступающими, психофизиологически. Несмотря на то, что соревновательность (competition) поддерживаются многими культурными традициями (по мнению профессора Парссена, прежде всего русской, американской, китайской и немецкой), — она не является ни способом выявления, ни способом развития таланта. Соревнуясь, люди очень быстро теряют из виду собственно интеллектуальные задачи; на первый план выходят другие интересы. Ученый, в отличие от политика, не ставит перед собой цель победить в неком академическом состязании; для достижения истины или решения математических задач не нужны «интеллектуальные бега».

К слову, выступление профессора Парссена изобиловало модальными глаголами, что (возможно) объясняется особенностями образовательных технологий, в структуру которых «встроен» даже самый свободомыслящий педагог: должны, непременно должны, следует, необходимо понимать и т.д. При этом нельзя не отметить мощный провокативный потенциал, содержавшийся подобной постановке вопроса. Нельзя не согласиться: динамика эволюционного развития человека не может «просто» отмениться в новую технологическую эру, когда глобализация и успехи информационной революции подвели общество к слепой вере в безусловные успехи манипуляций массовым сознанием. Тем более важны продуманные стратегии по отбору, поддержанию и развитию одаренности.

Инвентаризация и пересмотр фундаментальных установок, связанных с формированием педагогических подходов к одаренности, требует также иного отношения к «факультативной» занятости, то есть к принципам организации такими людьми своего свободного времени. Важность переключения на другие занятия, укрепляющие (а не разрушающие) личность одаренного учащегося, не подлежит сомнению. Помощь в решении этой задачи может (и должно) оказать учебное заведение, школа или вуз, — если хочет укрепить профессиональные и личные компетенции своего выпускника, помочь ему реализовать свое призвание и создать «подушку безопасности» для тех испытаний, которые неизбежно встретят его на жизненном пути.

Эти и подобные выступления участников конференции убедительно показали, что проблематика круглых столов (создатель и вдохновитель которых — профессор, академик Сербской академии образования, доктор Грозданка Гойков, присутствовавшая на конференции) обладает поистине философской глубиной и фундаментальностью. А также несомненной перспективностью, поскольку задачи реального «производства» талантов все еще стоят перед обществом, и стоят с большой остротой.

Кафедра философии

 
 


Распечатать страницу