Кафедра медийной политики и связей с общественностью — преемственность и обновление

16 сентября 2020

Кафедра медийной политики и связей с общественностью — преемственность и обновление

Кафедра медийной политики и связей с общественностью — преемственность и обновление

В соответствии с решением Ученого совета Университета и приказом ректора МГИМО А.В.Торкунова кафедра «Реклама и связи с общественностью» Факультета международной журналистики преобразована в кафедру медийной политики и связей с общественностью.

Такое решение обусловлено проводимой деканатом и кафедрой работой по адаптации всего комплекса педагогической и научно-методической работы кафедры по программам бакалавриата и магистратуры к изменившимся требованиям, предъявляемым в настоящее время к деятельности учебных подразделений Университета с учетом задач, поставленных ректором по вопросам внедрения в образовательный процесс передовых инновационных технологий и требованиями вуза, как ведущего центра подготовки специалистов-международников. В контексте решение указанных задач по согласованию деканата с Контрольно-методическим управлением Университета значительно расширен функционал преподаваемых на кафедре дисциплин и проводимой научно-методической работы, вышедший за рамки узкой проблематики рекламы и связей с общественностью в направлении общепринятого в промышленно развитых странах комплексного обучения бакалавров и студентов в профильных вузах и научно-учебных центрах коммуникационной деятельности и медийной политики.

В вводимых новых курсах и перерабатываемых традиционно читаемых кафедрой программах дисциплин приоритетное внимание в начавшемся учебном году уделено практикоориентированности всего учебного процесса с целью последовательного формирования у обучающихся знаний, умений, навыков и компетенций медийных специалистов широкого профиля. Такой подход отвечает потребностям в специалистах внешнеполитического аппарата Российской Федерации (коммуникационное сопровождение внешней политики РФ), практически всех звеньев системы государственной вертикали органов власти и управления (подразделения по связям с общественностью федерального, регионального уровней вплоть до органов местного самоуправления), коммерческого сектора (коммуникационные структуры оперирующих на международных рынках российских ТНК и ТНБ, госкорпораций, отечественных компании крупного и среднего бизнеса), общественных и некоммерческих организаций, а также различных международных структур российским представительством.

Значительное внимание уделено последовательному освоению учащимися передового зарубежного опыта коммуникационной деятельности в государственном и частном секторах. В промышленно развитых странах разработка проблематики адаптации деятельности служб по связям с общественностью в современных условиях четвертой промышленной революции, основой которой является ширящийся переход к инновационной экономике, носит последовательный характер на протяжении ряда лет.

Пандемия коронавируса привела к поражающему по интенсивности и научной глубине переосмыслению в странах Запада всей проблематики медийной политики. Происходит действительно революционное переосмысление многих традиционных классических принципов, норм и механизмов рекламы и PR. Имеющие место наработки носят сугубо прикладной характер и активно задействуются как политическими, так и бизнес-структурами стран Запада. Новые коммуникационные и медийные технологии периода экономики инноваций, относясь к управленческим функциям как в политике, так и в бизнесе, носят в известной степени универсальный характер и, в принципе, в одинаковой мере применимы для задействования структурами по связям с общественностью политических и государственных структур, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих объединений.

Стоящая перед кафедрой задача формирования специалистов в сфере коммуникации и медийной политики в условиях четвертой промышленной революции заключается не в обучении оцифровыванию тех или иных объемов информации за счет применения технических технологий, а в формировании устойчивых навыков, компетенций и знаний по созданию четко обусловленных смысловых заданий для технологической разработки соответствующих алгоритмов, как инструментов цифровой экономики, с точки зрения определения параметров достижения необходимого для политической партии, бизнес-структуры или общественной организации конечного продукта — возможности в онлайн-условиях обрабатывать огромные объемы данных и также в режиме реального времени вырабатывать стратегию и тактику реакции на результаты обработки этих данных. Такие профессиональные навыки и компетенции формируются в ходе учебного процесса за счет преподавания комплекса дисциплин, включающего в себя углубленное изучение современного, а не в классическом, частично уже устаревшем понимании комплекса маркетинговых коммуникаций и цифрового маркетинга, медийной политики, онлайн-рекламы и PR и т.п.

С учетом императивного характера задачи достижения прорывного перехода к инновационной цифровой экономике, поставленной президентом России В.В.Путиным, основной акцент в программе преподаваемых дисциплин, в первую очередь в магистратуре, делается на комплексном освоении передовых мировых технологий коммуникационной деятельности с учетом специфики экономической и политической реальности, в которой происходит и будет происходить развитие инновационного прорыва к цифровой экономике в нашей стране.

Кафедра исходит из актуальности и практической значимости в контексте формирования у бакалавров и магистров компетенций деятельности в сфере коммуникационного обеспечения внутренней и внешней политики России из важности освоения проблематики, связанной с возрастанием значения информационного фактора в жизни современного общества. В контексте изучения медийной политики, введены, в частности, такие новые учебные курсы, как медийное сопровождение электоральных процессов, теория и история политической коммуникации, работа по связям с общественностью в государственных органах. Разработан строго практикоориентированный курс освоения технологий спичрайтинга. Значительное внимание уделено вопросам информационного сопровождения внешней политики России и проблематики, связанной с информационной составляющей международных отношений в целом.

Реализация указанных задач привела к изменению принципа формирования целого ряда традиционно преподаваемых кафедрой учебных программ бакалавриата и магистратуры в плане отхода от принципа адаптации преподаваемых курсов под преподавателей к принципу адаптации самого профессорско-преподавательского состава к тем дисциплинам, преподавание которых диктуется требованиями эффективного учебного процесса, в полной мере отвечающего потребностям и запросам задачи построения инновационной экономики. Новые учебные программы подготовки бакалавров и магистров, как и переработанные уже изучаемые курсы составлены деканатом МЖ и кафедрой в полном соответствии с требованиями Основной профессиональной образовательной программы МГИМО «Связи с общественностью».

В результате последовательной реализации изложенного комплекса мер деканат и кафедра осуществляют комплексное формирование требуемого стандартами образовательного процесса в Университете уровня знаний, навыков и компетенций специалистов в области медийной политики как политико-идеологической управленческой функции современного государства, средства коммуникационного обеспечения внешней политики России, а также коммуникационной активности бизнес-структур на основе углубленного изучения соответствующих международных практик передовых информационно-коммуникационных технологий. Измененное название кафедры, таким образом, наиболее полно отражает суть ее практикоориентированной педагогической и научно-методической работы, призвано повысить ее привлекательность среди абитуриентов и создает дополнительные возможности привлечения к ее педагогической и научной работе сторонних высококвалифицированных профильных специалистов. Итоги прошедшего набора на программы бакалавриата и магистратуры с учетом имевшего место высокого конкурса, как и обновленный состав педагогического коллектива кафедры полностью подтверждают реалистичность и оправданность таких прогнозов.

Ярослав СКВОРЦОВ,
декан Факультета международной журналистики
Петр МЕНЬШИКОВ,
заведующий кафедрой медийной политики и связей с общественностью



Распечатать страницу