МГИМО презентовал результаты исследования действующих практик работы русских школ за рубежом

12 марта 2021

МГИМО презентовал результаты исследования действующих практик работы русских школ за рубежом

МГИМО презентовал результаты исследования действующих практик работы русских школ за рубежом

10–11 марта под эгидой Министерства просвещения России прошел Всероссийский семинар «Итоги реализации проектов, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка в 2020 году».

Данная встреча получателей грантов — важный этап в выстраивании системного процесса обмена опытом, распространения лучших практик и объединения русских школ по всему миру в единый образовательный кластер, продвигающий современные педагогические подходы и технологии и обогащающий всех участников авторскими находками, которые постоянно рождаются в разных странах мира.

Среди основных целей проводимого исследования — систематизация опыта преподавания в русских школах за рубежом, повышение эффективности и расширение лучших образовательных практик оказания образовательных услуг на русском языке в зарубежных странах, наращивание конкурентоспособности российской образовательной системы на международных рынках образования, предоставление за рубежом качественного общего образования на русском языке и др.

Участники семинара обсудили особенности, результаты и эффекты проектов, разработанных получателями грантов в рамках ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управление системой образования» государственной программы России «Развитие образования».

В ходе экспертного семинара «Русская школа за рубежом. Опыт системного анализа», который проходил 18 декабря в МГИМО, ректор А.В.Торкунов подчеркнул, что МГИМО как главный международный вуз страны больше и чаще других университетов сталкивается с деятельностью зарубежных русских школ во всем их многообразии. Он также отметил, что в Университете накоплен значимый академический потенциал классической школы и новаторских проектов, проявленный через разнообразные центры компетенций. Вклад в развитие педагогического образования осуществляется благодаря синергии разных взаимодополняющих форм: написание авторских учебников, участие в «настройке» ЕГЭ по ряду предметов — истории, китайскому языку, проявление и поддержка талантов благодаря интеллектуальному сообществу «Умницы и умники», взаимодействие с региональными школами (Ростов, Краснодар, Ставрополь, Волгоград, Ташкентский филиал), Горчаковский лицей МГИМО на базе Одинцовского филиала университета, непрерывное профессиональное образования на площадках Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО и программы педагогической переподготовки «Родитель — Учитель», кластер новых проектов, нацеленных на формирование и экспансию современной педагогической культуры и учителей новой субстанции, — кафедра образовательных систем и педагогических технологий, магистратура «Современное образование и педагогический дизайн», проект умного квартала в Хамовниках «Новый взгляд», включающий начальную школу жизнетворчества и среднюю и старшую школу социального партнерства и акселератора школьных проектов. Все эти экспертные точки, соединенные вместе в экосистеме МГИМО, — платформа интеграции русских школ и источник нового опыта для всех участников сообщества.

57 представителей организаций-грантополучателей выступили с докладами. В семинаре также приняли участие представители экспертного и научного сообщества.

Заместитель директора Горчаковского лицея МГИМО С.В.Красько выступил на семинаре с докладом «О результатах комплексного исследования действующих практик функционирования русских школ за рубежом». С.В.Красько отметил, что проекты, реализованные организациями-грантополучателями, являются своевременным ответом на потребности и вызовы, озвученные русскими школами за рубежом и зафиксированные в исследовании, проведенном специалистами МГИМО. Кроме того, были выявлены новые запросы, которые могут стать базой для формирования новых поддерживающих инициатив со стороны государства.

На протяжении нескольких месяцев при поддержке Министерства просвещения России в МГИМО велась масштабная исследовательская работа по изучению деятельности русских школ за рубежом. В рамках реализации этого проекта были проведены качественные и количественные исследования, выявившие актуальные практики работы русских школ за рубежом и вызовы, с которыми они сталкиваются.

«В современных условиях востребованность и распространенность языка за рубежом являются важнейшими показателями авторитета государства и его влияния в мире. В связи с этим русский язык необходимо рассматривать в качестве одного из основных инструментов продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации. Его распространение за рубежом способствует формированию положительного отношения к России в мировом сообществе, укреплению и расширению российского присутствия на международной арене. Таким образом, деятельность по поддержке и продвижению русского языка за рубежом является важной частью внешней политики Российской Федерации», — говорится в пресс-релизе организатора семинара.

Инфраструктура существующих проектов, а главное, открытость и сонастроенность сообщества, поможет создать условия для продвижения русской лингвокультуры в мире, внедрения и развития современных методик преподавания русского языка и литературы за рубежом, инновационных и интерактивных форм обучения.

Участники пришли к выводу, что необходимо создавать условия для продвижения русской лингвокультуры в мире, внедрять и развивать современные методики преподавания русского языка и литературы за рубежом, способствовать внедрению инновационных и интерактивных форм обучения. Гранты являются ключевым инструментов для реализации мероприятий, направленных на поддержку развития русского языка.

Горчаковский лицей


Распечатать страницу