Базовые направления развития международного лоббизма и GR-технологий в начале XXI века

3 октября 2017
РАМИ

Базовые направления развития международного лоббизма и GR-технологий в начале XXI века

Базовые направления развития международного лоббизма и GR-технологий в начале XXI века

29 сентября в рамках финального дня XI Конвента РАМИ состоялось заседание секции «Базовые направления развития международного лоббизма и GR-технологий в начале XXI века».

Теоретические проблемы исследования взаимодействия бизнеса и государства, внутренние и внешние факторы практической реализации лоббистской деятельности в глобальном мире, соотношение личного и корпоративного потенциала в продвижении интересов активно обсуждались участниками и гостями встречи. Модератором секции выступил президент Ассоциации специалистов по связям бизнеса и государства «GR-Лига» О.Г.Румянцев.

В постановочном докладе заведующая кафедрой политической теории Факультета управления и политики, заслуженный деятель науки РФ Т.А.Алексеева обратила внимание на концептуальное содержание феномена Government Relations. Взаимодействие бизнеса и государства не является частью или разновидностью PR-деятельности, а во многом сходно с дипломатией и разведкой, понимаемой в позитивном ключе.

Профессор политологии Университета штата Теннесси (США) А.В.Коробков рассказал о текущем развитии этнического (в т.ч. российского) лоббизма на территории Соединенных Штатов. Возможностью реального влияния на политические решения обладают только интеллектуалы — технические и гуманитарные специалисты, представители бизнеса и т.д., но они не формируются в кластеры, а продвижение интересов осуществляется, как правило, в личном качестве.

Доклад О.Г.Румянцева «Международный GR и лоббизм как инструмент представления и продвижения интересов в условиях вызовов в развивающейся системе международных отношений» комплексно отразил существующие вызовы и проблемы Government Relations. GR и международный лоббизм существуют в системе координат политического пространства, включающего в себя международные отношения, институты, право и бизнес. В рамках такой конфигурации можно выделить несколько трендов: тектонические перемены в политическом пространстве (регионализация мировой политики), преобладание плюрализма и ориентации на потребителя при распределении общественных благ и согласовании интересов, транспарентность и профессионализация GR-отрасли, дихотомия глобального регулирования в экономике (ВТО) и национального протекционизма.

Последовательная реализация GR-стратегии при учете внешних и внутренних факторов формирует эффективное представление корпоративных интересов в политической и регуляторной среде, укрепляет репутацию компании, создает каналы прямой и обратной связи официального и рабочего взаимодействия на регулярной основе, а также способствует повышению прозрачности и эффективности решений международных и государственных органов.

Начальник отдела по взаимодействию с органами Еврокомиссии представительства ПАО «Газпром» М.В.Лебедев в рамках доклада «Современный евролоббизм и взаимоотношения с наднациональными центрами принятия решений» рассказал об особенностях выстраивания контактов со структурами Европейского союза и представительствами государств-членов в Брюсселе. Любая транснациональная компания, как утверждает М.В.Лебедев, обязана иметь представительство в европейской столице, поскольку здесь сконцентрированы институциональные входы не только на уровень ЕС, но и в систему принятия решений отдельных государств-членов.

Вице-президент по связям с органами государственной власти Американской торговой палаты в России Н.Г.Шнайдер представила участникам хронологический анализ сотрудничества иностранных компаний с российскими властями. В июле 1994 года был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (англ.: Foreign Investment Advisory Council, FIAC), соединивший в себе как лоббизм, так и стратегическую GR-деятельность. В целом, роль Американской торговой палаты в России (AmCham) постепенно увеличивается, несмотря на санкционную политику Вашингтона.

Аспирант кафедры политической теории А.С.Тетерюк рассказал об особенностях осуществления GR-менеджмента транснациональной корпорации в российской фармацевтической отрасли. Анализ отрасли предоставляет возможность типологизировать GR-департаменты в иностранных фармкомпаниях на российском рынке, исходя из четырех базовых критериев: численность, заметность, переговорный потенциал и ориентация топ-менеджмента. Сильный переговорный потенциал при слабости в других отношениях характеризует функционально-нейтральные подразделения. Слабая ориентация руководства при остальных сильных критериях говорят о стратегическо-ориентационном типе департамента, а полное соответствие критериев присуще лидеру-инициатору.

Завершающий доклад аспиранта кафедры политической теории Р.С.Усенко касался возможностей консалтинговых фирм в сфере Public Affairs, одним из направлений которого является Government Relations. Построение коалиций, grassroots-кампании, модели взаимодействия B2G (Business to Government) способствуют установлению благоприятного климата в отношениях между отдельными компаниями и государственными органами. Соответствующие компании нередко используют непрямые методы воздействия на лица, принимающие решения (ЛПР), в частности, PR-кампании в отраслевых СМИ, читателями которых являются топ-менеджеры и экспертное сообщество. Публикации в таких газетах или журналах позволяют повлиять на сознание ЛПР и внести свою онтологию в его текущую повестку. Таким образом, международное консалтинговое агентство может использовать PR-инструменты для достижения GR-целей — не только партикулярных, но и деловой среды в целом.

В завершение встречи модератор О.Г.Румянцев поблагодарил гостей за конструктивную дискуссию и выразил надежду на дальнейшие научные встречи.

Кафедра политической теории


Распечатать страницу