Совещание по вопросам актуализации ФГОС

18 мая 2016

Совещание по вопросам актуализации ФГОС

В Министерстве образования и науки РФ состоялось заседание председателей Федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) в системе высшего образования (ВО) по вопросам актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ВО и разработки примерных основных образовательных программ.

От МГИМО и ФУМО 41.00.00 «Политические науки и регионоведение» в совещании приняли участие председатель ФУМО, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, президент Российской ассоциации политической науки О.Гаман-Голутвинаи советник ректора МГИМО А.Худайкулова.

Со вступительным словом к участникам совещания обратился заместитель министра образования и науки РФ А.Климов. Он подвел итоги реформы вузовских учебно-методических объединений (УМО), обратив внимание собравшихся на то, что ФУМО — важная часть системы совершенствования высшего образования по линии структурно-институциональной и концептуальной реформы. Обновленный вариант системы ФУМО отныне включает девять областей образования и 57 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГСН), созданных при них: «Математические и естественные науки» (6), «Инженерное дело, технологии и технические науки» (23), «Здравоохранение и медицинские науки» (5), «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» (2), «Науки об обществе» (7), «Образование и педагогические науки» (1), «Гуманитарные науки» (5), «Искусство и культура» (6), «Оборона и безопасность государства. Военные науки» (2). Новый перечень направлений и специальностей, который отличает более широкий тематический профиль ФУМО зачастую по смежным направлениям образования и науки, определил и новую структуру управления. Были созданы девять координационных советов (КС) по соответствующим областям знаний, в функции которых входит стратегическое руководство деятельностью новой сети УМО и формирование эффективных подходов к регулированию образовательной политики по соответствующим направлениям.

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Соболев озвучил перечень задач, стоящих перед ФУМО на ближайшие несколько месяцев по линии актуализации ФГОС ВО. Так, Министерство предлагает разделить сферу компетенций между ФГОС и ПООП (примерная основная образовательная программа). Обновленные ФГОС будут включать следующие компоненты: 1) унифицированные требования к универсальным компетенциям; 2) унифицированные требования к общепрофессиональным компетенциям (единые для УГНС). В свою очередь ПООП будут содержать перечень профессиональных компетенций, а также характеристику объектов и задач профессиональной деятельности. Предложенный вариант универсальных компетенций размещен на портале fgosvo.ru для открытого обсуждения и дальнейшей доработки. Отдельно А.Соболев остановился на анализе требований к обеспечению качества подготовки: организации внутренней оценки качества программ и внешней оценке, которая включает государственную аккредитацию, профессионально-общественную аккредитацию и международную аккредитацию. Особое внимание было обращено к вузам, работающим по самостоятельно утвержденным образовательным стандартам (СУОС). Так, представители Министерства особо обратили внимание, что по итогам обновления ФГОС 3+ требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ ВО в формате СУОС не должны быть ниже соответствующих ФГОС.

Итоговый план работы по разработке и утверждению ФГОС 3++, а также разработке ПООП включает в себя следующие задачи и рубежные даты: 13 мая с.г.: назначение представителей КС, ответственных за координацию работы ФУМО; 31 мая с.г.: представление не менее одного проекта ФГОС ВО по направлению от каждого ФУМО и не менее одного проекта ПООП по области образования; 30 июня с.г.: утверждение плана ФУМО по разработке ПООП до конца года; 31 июля с.г.: представление не менее одного проекта ПООП по каждой УГНС; не позднее 15 сентября с.г.: представление проектов ФГОС по всем направлениям и специальностям подготовки ВО.

Ректор НИУ ВШЭ Я.Кузьминов в своем выступлении подробно осветил вопрос сопряжения профессиональных стандартов (ПС) и ФГОС ВО. В силу того, что ФГОС ВО шире ПС, их линейное сопряжение невозможно, скорее речь идет о различной степени сопряжения. Тем более что система профессиональных стандартов все еще находится в стадии становления и утверждения. По состоянию на апрель 2016 года утверждены 813 ПС, план на текущий год включает в себя еще 324 ПС. По мнению докладчика, ПС не могут стать единственным источником для формирования профессиональных компетенций. К разработке профессиональных компетенций предлагается привлекать и другие источники: форсайт-анализ рынка труда, лучшие зарубежные практики, консультации с ведущими работодателями и пр.

В заключение совещания заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.Пилипенко представил макет ПООП с детализацией по разделам.

ФУМО 41.00.00


Распечатать страницу