Современная Европа: 60 лет после подписания Римских договоров

31 марта 2017

Современная Европа: 60 лет после подписания Римских договоров

29 марта в Институте Европы РАН состоялась международная конференция «Современная Европа: 60 лет после подписания Римских договоров». В работе конференции приняли участие представители институтов РАН, ведущих российских вузов (МГИМО, МГУ им. М.В.Ломоносова, РУДН, НИУ ВШЭ), сотрудники МИД России, а также студенты и аспиранты.

Конференцию открыл директор Института Европы РАН А.А.Громыко, отметив, что Brexit может привести к непредсказуемым последствиям и поставить под угрозу целостность не только Евросоюза, но и Великобритании в частности. До провала проекта Конституции ЕС кризисы носили характер «созидательного разрушения», теперь перед Европой стоит вопрос: остановятся ли центробежные силы? Тем не менее на сегодняшний день ЕС по-прежнему остается региональным тяжеловесом. Заместитель директора Института Европы О.В.Буторина подчеркнула, что перед большой Европой стоят общие вопросы и вызовы, встречать которые необходимо сообща, не исключая Россию из этих процессов.

Модераторами конференции выступили заведующий отделом исследований европейской интеграции Института Европы РАН О.Ю.Потемкина и старший преподаватель кафедры интеграционных процессов МГИМО Е.А.Маслова. В первой секции конференции были представлены доклады об истории становления ЕЭС — ЕС, современном положении и возможных сценариях дальнейшего развития Европейского союза в свете Brexit. Исследователи также затронули глобальные вызовы, с которыми столкнулся ЕС за последнее время: ликвидацию последствий недавнего мирового экономического кризиса, кризис идентичности, вызовы миграции, выстраивание стратегического партнерства с новой администрацией США. Отдельное место в работе секции было посвящено странам-основательницам и, прежде всего, франко-германскому тандему. Здесь были выявлены не только исторические противоречия, которые пришлось преодолевать Франции и Германии, но и новые вызовы лидерства в свете современного кризиса в ЕС. Не обошли вниманием также и позиции основных политических партий и лидеров в ходе избирательных кампаний 2017 г. в Нидерландах, Франции и Германии.

Старший преподаватель кафедры дипломатии Р.О.Райнхардт в своем докладе рассказал об основных направлениях экономической дипломатии Франции на современном этапе. Особый акцент был сделан на реформе французского экономико-дипломатического комплекса, продолжающейся с 2012 г. по настоящее время, а также ее предварительных результатах. Несмотря на то, что ключевой вектор указанной реформы направлен на «экономизацию» дипломатической службы и укрепление роли министерства иностранных дел в поддержке внешнеэкономического сектора, межведомственные противоречия МИД и министерства экономики и финансов, ранее курировавшего эту сферу, по-прежнему сохраняются и оказывают значимое влияние как на внутриполитические процессы (особенно в преддверии выборов), так и на развитие внешнеэкономических связей Франции. При этом Р.О.Райнхардт подчеркнул, что в условиях текущей конъюнктуры схожие процессы наблюдаются и в других европейских странах, равно как и на наднациональном уровне самого ЕС.

Выступление профессора Т.В.Зоновой проходило при финансовой поддержке РФФИ, проект «Структура, формы и методы взаимодействия официальной и публичной дипломатии для противодействия угрозам национальной безопасности России» №15-37-11128.

Профессор кафедры дипломатии Т.В.Зонова в своем выступлении, посвященном дипломатии Европейского союза, отметила, что ряд политиков и политологов характеризуют провозглашенную в Маастрихте ОВПБ как полноценную политику, способную выдержать сравнение с традиционной внешней политикой национальных государств. Создание именно такого имиджа ОВПБ является значимой задачей евродипломатии, это пропагандируется СМИ и соответствующими исследованиями. В связи с этим после Маастрихта дипломатия Евросоюза в области ОВПБ некоторыми публицистами сравнивается с дипломатией такого федеративного государства, как США. По мнению Т.В.Зоновой, можно прийти к следующим выводам: отличительной чертой дипломатии ЕС является «тихая дипломатия», которая в отличие от национальной публичной дипломатии исповедует конфиденциальность, хотя и не является тайной дипломатией; дипломатические усилия ЕС направлены на активное продвижение в другие страны европейских ценностей и нормативных правил. В первую очередь это проявляется в процессе переговоров со странами-кандидатами на вступление в ЕС, ибо эти страны призваны интегрировать в свою правовую систему целый комплекс норм, правил, законов и обязательств, составляющих т.н. acquis communautaire. Подобную дипломатию стали называть трансформационной; наконец, мультикультурный состав делегаций ЕС, которые не преследуют определенный национальный интерес, становится идеальным инструментом дипломатии, направленной на предотвращение и развязывание гордиевых узлов конфликтов и тупиковых ситуаций.

Доцент кафедры интеграционных процессов А.Н.Цибулина выступила с докладом, в котором рассказала о развитии системы финансового регулирования на уровне ЕС. В ходе выступления особое внимание было уделено крайне дискуссионному вопросу влияния финансовой интеграции и нынешней системы регулирования финансов в ЕС на экономическое благосостояние его государств-членов. С одной стороны, финансовая интеграция позволяет снизить издержки адаптации к негативным экономическим шокам в рамках валютного союза. Однако на практике поток финансовых ресурсов в периферийные страны ЕС позволил им маскировать экономические проблемы, что в итоге привело к кризисным явлениям в их экономике.

Преподаватель военной кафедры МГИМО и кафедры региональных проблем мировой политики ФМП МГУ, аспирант кафедры интеграционных процессов П.В.Осколков в своем докладе осветил особенности функционирования предыдущего правительства Нидерландов (2012–2017 гг.), его формирования и взаимодействия с Европейским союзом. Особое внимание докладчик уделил влиянию Brexit на международное позиционирование Нидерландов, председательству Нидерландов в Совете ЕС, прошедшему в стране консультативному референдуму о ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и формированию нового правительства после выборов 15 марта 2017 года.

Вторая секция конференции была посвящена странам, которые присоединились позднее к европейскому проекту (Греция, Испания, Кипр, некоторые страны Северной Европы), а также странам-кандидатам и тем, кто еще только стремится в единую Европу (Балканскому региону и государствам Южного Кавказа).

Профессор кафедры ИПСЕА Н.Е.Аникеева выступила с докладом на тему «Испания и ЕС в период правления Народной партии М.Рахоя (2011–2017 гг.)». В выступлении было отмечено, что приверженность европейской интеграции по-прежнему является главной стратегической задачей внешнеполитического курса правительства страны несмотря на экономические трудности. В свете Brexit Мадрид намерен защищать европейскую идентичность и единство. По мнению испанского руководства, при выходе Великобритании из Евросоюза необходимо сохранить хорошие отношения между Лондоном и ЕС. Вместе с тем Великобритания должна согласиться на совместный с Мадридом суверенитет над Гибралтаром, который является спорной территорией в испано-британских отношениях, а в конечном итоге над ним должен быть восстановлен суверенитет Испании. 

Доклады вызвали вопросы и оживленную дискуссию. Участники конференции особенно заинтересовались возможностями применения гибкой интеграции в Евросоюзе в ближайшей и долгосрочной перспективе, результатами и перспективами выборов в европейских странах, методами регулирования финансового и миграционного кризисов в ЕС. По итогам конференции будет опубликован сборник трудов.

Кафедра интеграционных процессов




Распечатать страницу