Выездная практика студентов направления «Экология и природопользование»

20 июля 2016

Выездная практика студентов направления «Экология и природопользование»

С 27 июня по 10 июля состоялась выездная учебная (полевая) практика студентов 2 курса направления подготовки «Экология и природопользование» кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии. Поездка прошла под руководством преподавателей кафедры Н.Рязановой, А.Никифорова и А.Авраменко. В этом году практика проводилась в Республике Беларусь, в 40 км от Минска, на базе отдыха «Галактика».

В соответствии с учебным планом практика включала в себя учебно-исследовательские практические работы по направлениям, объединенным в блоки. Эколого-биологический блок включал в себя проведение работ по инвентаризации основных систематических групп живых организмов (растений, беспозвоночных и позвоночных животных); геоботанические работы (геоботаническое описание леса и луга); работы по биоиндикации (определение характеристик почв по растениям-биоиндикаторам; оценка экологического состояния зеленых насаждений по асимметрии листьев и др.) и мониторингу биоты (оценка экологического благополучия леса по состоянию древостоя и др.). В результате проведенных исследований был составлен список флоры местности прохождения практики; оценено экологическое благополучие исследованной территории. Студенты получили навыки ведения полевых записей, определения растений и животных. В конце прохождения эколого-биологической части практики была проведена зачетная экскурсия на знание растений.

Гидробиологический блок является одним из неотъемлемых блоков ежегодной учебной практики студентов кафедры. В его рамках проходит изучение экологического состояния водоемов и ближайшей к ним территории. Как известно, состояние водоема во многом определяется поступлением в него различного рода загрязнителей, которые рано или поздно вместе с грунтовыми водами и поверхностным стоком попадают в него и оказывают влияние на всех его обитателей — растения и животных, а также на основные гидрохимические параметры.

Поэтому важнейшим этапом овладения профессией эколога является выработка студентами навыков экологического мониторинга водоемов и прибрежной зоны и обучение методикам отбора проб воды для исследования гидрохимических параметров с помощью полевой лаборатории. Полученные данные сравниваются с нормативными показателями и на основании этого сравнения делается вывод о состоянии водоема.

Также в процессе практики студенты формируют навык видовой идентификации водных и околоводных растений, многие из которых являются редкими, охраняемыми и лекарственными видами, а также могут использоваться для экспресс-диагностики экологического состояния водного объекта. Помимо растений, студенты знакомятся с разнообразием водных организмов (беспозвоночных и позвоночных), формируя представление о биологическом разнообразии гидробионтов (в частности, о структуре ихтиоценоза водоема) и возможном характере его хозяйственного использования.

Сам же водный объект (река, озеро, ручей и т.д.) изучается студентами с целью ознакомления с методами определения и интерпретации стандартных гидрологических характеристик (рельеф дна, характер водообмена, скорость течения, расход воды и т.д.). Подобные характеристики, будучи определены на небольшом модельном объекте (малая река, ручей и т.п.), позволяют студентам в дальнейшем яснее представлять механизмы реализации различных программ использования водных объектов.

Почвенный блок полевых занятий предназначен для формирования практических профессиональных навыков исследования почвенных разностей окружающей местности, посредством вскрытия почвенных разрезов на берегах в пойме реки Ислочь. В процессе работы были исследованы морфологические и химические характеристики почв, использовались различные виды оборудования и химические тест-комплекты. В результате проведенных комплексных исследований были созданы схемы почвенных разрезов и проведено комплексное экологическое описание почв исследованной местности.

Метеорологический блок состоял из стационарных наблюдений и исследовательской работы. Стационарные наблюдения проводились с использованием специальных приборов для наблюдений за параметрами атмосферы. В результате составлены суточные графики хода атмосферных параметров, проведены наблюдения за состоянием облачности. Составлен журнал стационарных метеорологических наблюдений и сформированы профессиональные навыки порядка наблюдения и фиксации атмосферных параметров. Исследовательская часть заключалась в изучении актуального для Республики Беларусь параметра — остаточного радиоактивного заражения местности (после Чернобыльской катастрофы), в связи с чем студенты провели обширную комплексную работу по исследованию совокупного фона радиации с использованием радиометров всей территории базы практики, прилегающей территории в радиусе 1 км от базы, а также всех жилых корпусов и технических построек базы, а также почв территории базы и по ее периметру. Существенных превышений фона уровня радиации не выявлено. Составлена план-схема проведенного исследования. За проведенное исследование руководство базы было особенно благодарно и его результаты, в виде схем с нанесенными значениями уровня радиоактивного фона, были вывешены на информационных стендах.

Все результаты исследований студентов, проведенные по существующим научным методикам, с использованием специального оборудования и материалов, переданы руководству базы для ознакомления и дальнейшего изучения, что было воспринято с большой благодарностью и руководители практики (Н.Рязанова, А.Никифоров, А.Авраменко) получили приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

Кафедра международных комплексных проблем природопользования и экологии

 





Распечатать страницу