XII Конвент РАМИ: Международная конференция «Постсекулярный мир и международные отношения»

25 октября 2019
РАМИ

XII Конвент РАМИ: Международная конференция «Постсекулярный мир и международные отношения»

XII Конвент РАМИ: Международная конференция «Постсекулярный мир и международные отношения»

21 октября в МГИМО в рамках XII Конвента РАМИ состоялась международная конференция «Постсекулярный мир и международные отношения», организованная факультетом Международной журналистики, при участии Русской экспертной школы и журнала «Тетради по консерватизму».

Доклады участников конференции были посвящены проблемам секулярности и постсекулярности в современной гуманитарной мысли и международной политике, а также их влиянию на состояние современных международных отношений.

Модератор встречи В.А.Щипков (МГИМО) в своем открывающем докладе отметил, что поиск и формулирование нового постсекулярного подхода в современных гуманитарных исследованиях направлены в том числе на то, чтобы преодолеть растущие эпистемологические ограничения модернового подхода и постмодернизма. В начале встречи участники обозначили, что будут использовать термин «постсекулярность» в разных значениях и контекстах, так как традиция его употребления в науке еще только складывается.

Г.Т.Сардарян (МГИМО) связал вопрос секулярности и постсекулярности с политическими изменениями, имевшими место в международных отношениях в последние годы, а также указал на роль информационной политики, проводимой европейскими СМИ по отношению к религиозным конфессиям, как важного индикатора политического мейнстрима. С.В.Перевезенцев (МГУ) обратил внимание участников встречи на то, что в основе любой идеологической или политической теории лежит вера (ценности и иные нерациональные основания действительности). В этом смысле все политические теории могут рассматриваться как разные формы религиозности. В.Н.Расторгуев (МГУ), отстаивая эпистемологические преимущества цивилизационного подхода, пришел к выводу, что конституционный запрет на идеологию следует трактовать в современных культурных и политических реалиях как запрет на суверенную государственную и цивилизационную стратегию. Б.В.Межуев (МГУ), в свою очередь выразил сомнение в эффективности цивилизационного подхода, отметив, что практически все крупные мегаполисы современного мира вписаны в единую глобальную культуру и практически не разделены цивилизационно. Ю.В.Пущаев (МГУ) в своем выступлении затронул вопрос об отношениях религиозного консерватизма и советского консерватизма. Доклад А.М.Малера (ГАУГН) был посвящен рассмотрению различиям в понимании ключевых категорий современных категорий мышления (личность, секулярность) в западных и незападных обществах; докладчик подчеркнул фундаментальное значение религиозного мировоззрения в формировании не только культурных, но и социальных и правовых базовых понятий в обществе. П.Робинсон (Оттавский университет, Канада) заострил внимание на том, что любую идеологию и саму экономику можно трактовать как религию, а также проанализировал разные подходы к пониманию секулярности и выделил преимущества и недостатки постсекулярного подхода в выстраивании международных отношений. В.В.Аксючиц в своем выступлении предложил философско-религиозной подход к изучению проблемы секулярного и постсекулярного.

Н.В.Шевцов (МГИМО) затронул тему изучения наследия старообрядчества в российском культурном и философском контексте в связи с 400-летием протопопа Аввакума. М.Д.Крынжина (МГИМО) подняла вопрос о научном знании в постсекулярном обществе.

Помимо философского, общегуманитарного ракурса на проблему постсекулярности эксперты затронули и ее региональные аспекты, рассмотрели религиозно-политические процессы в ряде стран. Депутат датского парламента (Фолькетинг) М.Краруп (Дания) выступила с докладом, в котором проанализировала, как на развитие взаимоотношений Дании и ЕС влияют темы миграции, межрелигиозных отношений, сохранения традиционных религиозных ценностей датского народа. С.В.Чугров (МГИМО) рассказал о специфике исповедания религии в японской культуре, которая заключается в отсутствии явной границы между религией и не-религией. Доклад М.Г.Абрамовой (МГУ) был сфокусирован на рассмотрении проблемы роста популярности неопятидесятничества в странах Латинской Америки при одновременном упадке римско-католического влияния. Доклад Н.Петро (Университет Род-Айленда, США) был посвящен вопросу о современном состоянии украинского государства, главная проблема которого, по утверждению докладчика, состоит в ложном отождествлении гражданственности с узким национализмом, а также перспективам выстраивания в этом контексте российско-украинских отношений. А.Д.Гронский (ИМЭМО РАН) раскрыл проблематику современной религиозной ситуации в Беларуси. Т.В.Беспалова (Институт Наследия) затронула вопрос о перспективах постсекулярного подхода в российском контексте, который характеризуется усилением традиционной религиозности. И.В.Иванишко (РПУ св. Иоанна Богослова) продолжил анализ российского и зарубежного контекстов и пришел к выводу, что термином «постсекулярность» можно обозначать усиление не только традиционной религиозности, но и новых религиозных движений.

В завершающей части встречи А.Б.Рогозянский в своем докладе отметил, что как бы ученые сегодня ни называли мир — секулярным или постсекулярным, религиозным или пострелигиозным — направление его развития определяется не столько на уровне самих терминов, сколько соотношением сил в пользу одной или другой парадигмы.

Всего приняли участие и выступили с докладами более 20 человек. Полный перечень выступавших и тем представлены на сайте РАМИ.

Конференция прошла при поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта №19-011-31010.

Факультет Международной журналистики


Распечатать страницу

Фотогалереи