Заседание кавказоведческого семинара «Кавказ в этнографическом рисунке и фотографии»

25 декабря 2018

Заседание кавказоведческого семинара «Кавказ в этнографическом рисунке и фотографии»

Заседание кавказоведческого семинара «Кавказ в этнографическом рисунке и фотографии»

21 декабря в МГИМО состоялось 41-е заседание научно-практического семинара «Кавказ в прошлом и настоящем (общество и политика, экономика и культура)», организованное Центром проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО и Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.

С докладом-презентацией по теме «Кавказ в этнографическом рисунке и фотографии (40-е гг. XIX в. — 40-е гг. XX в.) выступила доцент исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Зоя Махмудова. 

Доклад был приурочен к выходу книги-альбома «Образы Кавказа. Музейные раритеты XIX века» (М., 2018), составителем которой стала З.Махмудова. В центре внимания исследователя оказались два альбома «Виды Кавказа» и «Воспоминания о Кавказе», хранящиеся в Государственном Русском музее, а также «Альбом Кавказский» в Государственном историческом музее.

Альбом «Виды Кавказа» включает 80 листов рисунков и акварелей, наклеенных на не сброшюрованные паспарту из тонкого картона табачного и голубого цветов, с золотым обрезом. Паспарту были пронумерованы типографским способом и заключены в отдельную коробку с надписью «Виды Кавказа». Данный альбом поступил в Русский музей в 1928 г. Второй альбом — «Воспоминания о Кавказе» — включает в себя 40 рисунков и акварелей (поступил в Русский музей в 1976 г.). В ходе первоначального изучения рисунков специалисты музея предположили, что автором всех рисунков мог быть Алексей Владимирович Вышеславцев (1831-1888). На Атрибуционном совете Русского музея в 1995 г. доказательства авторства А.В.Вышеславцева приняли с «вопросом».

Однако знакомство с биографией Алексея Вышеславцева заставило усомниться в его авторстве рисунков и акварелей из кавказских альбомов. В результате длительных разысканий удалось определить, что многие из рассматриваемых рисунков и описаний выполнены рукой Аркадия Сергеевича Вышеславцева (1820-1889), который является родным дядей Алексея. Именно А.С.Вышеславцев в 1840-е гг. служил на Кавказе, занимая различные должности в канцелярии Тифлисского военного губернатора, канцелярии управления учебной частью за Кавказом и др. В частности, в газете «Кавказ» зафиксировано, что в январе 1849 г. Вышеславцев получил чин титулярного советника. Таким образом, авторами большинства кавказских рисунков из указанных альбомов являются А.В. и А.С.Вышеславцевы.

Рисунки различаются, но все объединены темой Кавказа во всех проявлениях (природа, животный мир, население и его занятия, быт коренных жителей и т.д.). Вышеславцевы стали одними из тех «забытых героев», благодаря труду которых удалось сохранить редкие исторические образы Кавказа имперской эпохи.

Была также проведена кропотливая работа совместно с коллегами из Национального музея Грузии по анализу рисунков, хранящихся в Государственном Русском музее, и сравнение их с материалами этнографического фонда грузинского музея. По ее итогам был сделан крайне важный вывод о том, что большинство рисунков было выполнено «с натуры» художником, который наблюдал быт и реалии жизни населения Кавказского края воочию. Причем значительная часть работ посвящена Тифлису, который в то время был главным центром всего региона, являясь столицей Кавказского наместничества.

Во второй части доклада З.Махмудова остановилась на фотографиях, сделанных известным советским этнографом Е.М.Шиллингом в ходе экспедиций на Кавказе в 1940-е гг., предложив их сравнить с рисунками и эскизами более раннего периода.

После выступления состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие МГИМО, МГУ им. М.В.Ломоносова, ИМЭМО РАН, Института востоковедения РАН, Института этнологии и антропологии РАН и других московских научных центров.

Центр проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ


Распечатать страницу

Фотогалереи

Фотограф: Екатерина КУБЫШКИНА 12