«Кавказские воспитанники» и Лазаревский институт. Очередное заседание кавказоведческого семинара

23 июня 2016

«Кавказские воспитанники» и Лазаревский институт. Очередное заседание кавказоведческого семинара

«Кавказские воспитанники» и Лазаревский институт. Очередное заседание кавказоведческого семинара

22 июня в МГИМО прошло седьмое заседание научно-практического семинара «Кавказ в прошлом и настоящем (общество и политика, экономика и культура)», организованное Центром проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО и Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.

Заседание было посвящено истории института «кавказских воспитанников» в России в 1840-е — первой половине 1850-х гг. Модератором заседания стал с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ В.Муханов.

С основным докладом «„Кавказские воспитанники“ князя М.С.Воронцова: особенности обучения и службы» выступил к.и.н., доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета А.Урушадзе. Докладчик рассказал о становлении российской образовательной политики на Кавказе в первой половине XIX столетия, основателем которой был назван князь П.Цицианов. При М.Воронцове практика подготовки чиновников для российской администрации на Кавказе из местных уроженцев была поставлена на регулярную основу. Это позволило со временем снизить остроту двух основных проблем, стоявших перед руководством Кавказского региона — нехватку подготовленных чиновничьих кадров и недостаточное распространение русского языка.

На решение этих задач и были направлены преобразования в образовательной сфере князя М.Воронцова, в период наместничества которого и возник Кавказский учебный округ. Именно в тот период, точнее, в 1849 году, в официальных документах был зафиксирован термин «кавказские воспитанники», получивший во второй половине XIX в. активное применение. Главным достижением наместника Воронцова в этой области А.Урушадзе признал распространение образовательных и культурных стандартов Российской империи на Кавказе.

Со вторым докладом под названием «Кавказские воспитанники и реформа Лазаревского института во второй половине 1840-х гг.» выступил с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ М.Волхонский. В докладе была проанализирована роль Лазаревского института восточных языков, основанного в Москве в начале XIX в. династией армянских предпринимателей и меценатов Лазаревых, в становлении и последующем внедрении в систему российского образования такого социального и образовательного института как «кавказские воспитанники».

В работе семинара приняли участие эксперты из ряда столичных научных центров (МГИМО, МГУ им. М.В.Ломоносова, ИВ РАН, ИРИ РАН, РГГУ и др.).

Вадим МУХАНОВ,
с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности
Фото: Екатерина КУБЫШКИНА

 

 

 



Распечатать страницу