Заседание кафедры международной журналистики

2 декабря 2016

Заседание кафедры международной журналистики

29 ноября состоялось очередное заседание кафедры международной журналистики. С докладом на тему «Эволюция современного российского телевидения» выступила преподаватель кафедры Елена Сычева.

Она отметила, что в процессе своего развития молодое российское телевидение сталкивается с рядом проблем. В качестве одной из наиболее очевидных сложностей в настоящее время автор выделила проблему создания оригинальных авторских медиаматериалов, которые составляют значительную часть телеконтента, а также подход телеканалов — в первую очередь федеральных — к общим принципам наполнения эфирного времени.

Ситуацию с развлекательным контентом на российском телевидении сложно назвать безоблачной. Но если развлекательный контент российского производства еще хотя бы относительно разнообразен и постепенно развивается, то в сфере детских телепередач и образовательных, научно-популярных проектов дела обстоят, в общем, плачевно.

Все мы знаем девиз общественного телевидения Великобритании BBC: «Образовывать, информировать, развлекать». Этот лозунг достоин того, чтобы быть взятым на вооружение средствами массовой информации любой страны в любые времена. К сожалению, российское телевидение забывает о своей воспитательной функции; точнее, уже забыло давным-давно, и сложно сказать, намерено ли оно вообще восполнять этот пробел в будущем.

Федеральные каналы в силу своей относительной финансовой независимости (при государственной поддержке они не настолько сильно зависят от зрителей) могли бы и не только потакать незамысловатым вкусам аудитории. (Кстати, почему-то телеканалы по умолчанию считают, что вкусы широкой аудитории крайне низменны, что совсем не обязательно соответствует реальности). Но даже если это так, тем не менее, они забывают о том, что при своих возможностях они могут сами формировать и воспитывать свою аудиторию, прививать ей хороший вкус и любознательность, расширять ее кругозор, повышать общий интеллектуальный и культурный уровень. Создается впечатление, что люди, занятые в телевизионной сфере, несколько оторваны от реальности и плохо представляют себе своего реального зрителя.

Принято считать, что те, кто создают медиаконтент, и те, кто его в основном потребляют, живут в разных мирах. Возможно даже, что это действительно так. Но при этом остается совершенно непонятным, почему создатели медиаконтента порой искренне полагают, что «их» мир настолько лучше, интеллектуальнее и насыщеннее мира «остальных», что не стоит даже пытаться найти пути к взаимопониманию, найти точки соприкосновения. Складывается такое впечатление, что многие создатели медиаконтента предубеждены против своего собственного зрителя, априори считая его существом, стоящим на более низкой ступени интеллектуального и нравственного развития и, таким образом, «не заслуживающим» медийной продукции высокого качества.

Парадоксальным образом люди, которые отвечают за один из главных способов массовой коммуникации в современном мире, подчас оказываются неспособными на осуществление реальной коммуникации, подменяя ее чем-то иным, сложно определимым, но вряд ли являющимся реальной, подлинной коммуникацией в полном смысле этого слова. Косвенным признаком этого является и то, что создатели медиаконтента и люди, формирующие наполнение телеканалов, оказываются порой поразительно глухи к той критике их деятельности, которая высказывается, в частности, в интернете (и примеров тому можно привести немало).

Иными словами, полноценного диалога, в котором можно было бы достичь согласия, взаимопонимания, понять, в каком направлении следует развиваться, услышать собеседника и быть услышанными самим, не происходит, даже несмотря на то, что «платформ» для общения существует немало (скажем, и до интернета существовало такое, например, явление «обратной связи», как письма читателей).

К сожалению, зачастую возникает такое ощущение, что утрачена одна из главных составляющих, обуславливающих успешную коммуникацию, а именно — добрая воля, желание и намерение работать и развиваться ради общего блага, а не более узких, корыстных или эгоистичных интересов.

В значительной степени всю эту ситуацию можно рассматривать как часть более глобальной проблемы аксиологического характера. Разрушение или, скорее, коренная трансформация общей ценностной «системы координат», относительно единой для всего общества, в общем и целом характерны для нашего времени, как и попытки «реконструировать» ценностные и моральные ориентиры на той или иной основе или же создать их заново. В такой ситуации не стоит забывать о том, что именно на СМИ в силу их широкой распространенности, доступности и воздействия на умы аудитории лежит особая роль в выстраивании нового мышления и массового сознания. С этой точки зрения хотелось бы пожелать, чтобы все те, кто отвечают за наполнение телевещания, осознали степень своей ответственности перед будущим мира и направили свои усилия в конструктивное русло.

В ходе заседания кафедры состоялось также обсуждение подготовки к предстоящей зимней сессии. Собравшиеся отметили, что кафедра международной журналистики активно готовится к проведению как зачетной, так и экзаменационной сессий. Определен круг сотрудников, которые будут принимать зачеты и экзамены, подготовлены и утверждены экзаменационные билеты. При этом перед принимающими зачеты и экзамены ставилась задача с максимальной требовательностью подойти к проверке знаний студентов. Экзамены и зачеты, подчеркивалось в выступлениях, можно рассматривать как промежуточный итог работы каждого педагога, учебы студентов. При этом принимались во внимание новые требования к оформлению экзаменационных ведомостей и зачетных книжек при сдаче зачетов и экзаменов.

В части «Разное» обсуждалась возможность включения в перспективный учебный план новых дисциплин и привлечения к их преподаванию опытных специалистов.

Кафедра международной журналистики



Распечатать страницу