Иранские связи Москвы

19.08.09

Иранские связи Москвы

Эксперты МГИМО: Андраник Мигранян

В ближайшем будущем Соединенные Штаты и их партнеры могут потребовать, чтобы Иран остановил свою программу по обогащению урана. Если Иран откажется это сделать, Соединенные Штаты могут попытаться провести резолюцию Совета безопасности ООН, которая наложит на Иран еще более жесткие санкции. Предыдущие попытки провести подобную резолюцию столкнулись с противодействием Китая и России. Возникает вопрос: откликнется ли Россия на пожелания США и присоединится ли к режиму ужесточенных санкций? Выдержит ли московский саммит и процесс 'перезагрузки' американо-российских отношений эту проверку?

По моему мнению, до визита Джо Байдена в Грузию и на Украину и до того, как он сделал свои грубые, оскорбительные и снисходительные замечания по поводу России в интервью газете Wall Street Journal, еще можно было надеяться, что при определенных условиях некий прогресс будет достигнут. Но после столь скандального поведения вице-президента США любой прогресс в переговорах по иранским санкциям является крайне маловероятным.

Крайне важно, чтобы наши американские партнеры поняли, что сохранение дружеских, взаимовыгодных отношений с Ираном отвечает стратегическим интересам российского государства. Россия и Иран - крупные торговые и экономические партнеры. Иран является рынком для высокотехнологичной российской продукции. Россия считает очень важным сохранение своих экспертов, рабочей силы и технологий в области атомной энергии. А Иран является клиентом, так как его руководство планирует продолжать строительство атомных электростанций. Кроме того, Иран является рынком для российской военной техники. И, наконец, Иран является соседом России, который не пытается причинить ей никаких проблем ни на Кавказе, ни в Средней Азии, чего мог бы добиться, поддерживая конфликт в Чечне. Чтобы убедить Россию отказаться от всех вышеупомянутых аспектов отношений с Ираном, Соединенным Штатам нужно предложить нечто, что перевесит все, что сегодня могут предложить российско-иранские отношения.

Могут ли Соединенные Штаты предложить что-то, что заставит Россию приложить особые усилия и выполнить американские пожелания? Америка должна что-то дать, чтобы что-то получить, а до сих пор отношения оставались очень неравноценными.

На прошедшем в прошлом месяце московском саммите Россия в одностороннем порядке удовлетворила просьбу США и открыла свою территорию для транспортировки военных припасов в Афганистан, что является крайне важным для поддержки американских войск в этой стране. Похоже, что американские лидеры или, по крайней мере, некоторые из них, приняли этот шаг как должное вместо того, чтобы увидеть в нем жест доброй воли, призванный показать Соединенным Штатам, что Россия действительно готова перезагрузить и улучшить отношения, принимая во внимание американскую озабоченность.

Однако это не означает, что Россия готова делать это до бесконечности и не получая ничего в ответ. Чтобы получить помощь России в Иране уже недостаточно пустых обещаний о том, что НАТО не будет расширяться на восток, Польша и Чехия не будут размещать у себя системы противоракетной обороны, США не будут перевооружать грузинскую армию и грубо и бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела бывших советских республик, а также оказывать поддержку политическим силам враждебно настроенным к России.

В реальности следует по-настоящему понять, что если Россия сделает шаг в сторону исполнения американских желаний, связанных с Ираном, ее нужно будет должным образом вознаградить. Это особенно важно потому, что если Москва поддержит штрафные санкции против Тегерана, Россия может обнаружить у своих границ враждебное государство, имеющее значительны возможности по дестабилизации соседей Москва и даже самой России (на Северном Кавказе и в Приволжье живет множество мусульман). Российское руководство, несомненно, видит лицемерное поведение США и Запада, которые требуют, чтобы Россия поддержала их против Ирана, а затем, когда эти решения принимаются с участие России, Запад быстро прощается с Кремлем и возобновляет всю свою деятельность в ближайшем зарубежье России, которая так раздражает Москву.

А есть еще те американские политики и аналитики, которые не видят необходимости в услуге за услугу и утверждают, что Соединенные Штаты не должны идти ни на какие уступки России, если она изменит свою политику в отношении Ирана. Они утверждают, что перспектива Ирана в роли ядерной державы пугает Россию настолько, что рано или поздно она все равно присоединится к Америке. Это абсолютно не соответствует реальности. Сегодня, как и в ближайшем будущем, между Россией и Ираном нет ни одной проблемы, способной привести к конфликту между ними. За последние десятилетия мы видели не только, как между Россией и Ираном развились взаимовыгодные экономические отношения и более тесное военное и технологическое сотрудничество, но и сотрудничество между этими двумя странами по восстановлению мира и стабильности в Таджикистане во время гражданской войны, а также совместные усилия по противодействию талибам и поддержке Северного альянса. Учитывая эти близкие отношения, Россия, возможно, является последней страной в мире, против которой Иран воспользовался бы ядерными ракетами, получи он их.

Если Соединенные Штаты (и, возможно, Израиль) решат действовать в одностороннем порядке и предпримут предупредительные авиаудары против Ирана, любому человеку очевидно, что от этого выиграет Россия. По этому сценарию Америка обойдет Совет безопасности ООН и вызовет ярость всего мусульманского мира, что заставит даже умеренные исламские страны занять жесткую позицию против Соединенных Штатов. Более того, Иран может начать крупномасштабную террористическую деятельность против Америки и ее союзников, что дестабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке и приведет к неизбежному и немедленному росту цен на нефть. Соединенные Штаты окажутся в еще более глубоком противостоянии с исламским миром, что приведет к потерям огромных ресурсов, энергии и возможностей. Рост нефтяных цен сыграет на руку России, дав ее необходимые финансовые ресурсы для реструктуризации своей экономики, что позволит продолжить экономическое развитие и улучшение жизненных стандартов.

Нашим американским партнером не мешало бы понять, что для России изменение ее позиции по Ирану является по-настоящему судьбоносным вопросом, требующим тщательного баланса всех рисков. Уравновешивая эти риски, каждое государство имеет право знать, что оно получит взамен. Совершенно неясно, что получит Россия, если изменит свою позицию - будут ли это новые высокомерные замечания со стороны американских лидеров или реальные решения по поводу приглашения России в НАТО, распространения статуса Статьи 5 НАТО на Россию и усиленного экономического, военного и политического сотрудничества между Соединенными Штатами и Россия по ряду других важных вопросов помимо Ирана. Лишь перспектива очень серьезных, далеко идущих и содержательных отношений между Америкой и Россией позволит российскому руководству изменить свое отношение к Ирану и склониться к оказанию помощи США.

Андраник Мигранян является директором Института для демократии и сотрудничества (Institute for Democracy and Cooperation) в Нью-Йорке. Он также является профессором МГИМО, членом Общественной палаты и бывшим участником российского Президентского совета.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: ИноСМИ.Ru
Распечатать страницу