Можно ли вылечить государство?

12.10.09

Можно ли вылечить государство?

Эксперты МГИМО: Шевцов Никита Всеволодович, к.ист.н., профессор

На первый взгляд может показаться, что монография известных ученых С. Курица и В. Воробьева «Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права», выпущенная издательством «МГИМО-Университет», предназначена исключительно для специалистов. Книга, в которой используется множество научных терминов, снабжена многочисленными схемами, таблицами, графиками, не столь, казалось бы, понятными для неподготовленного читателя. Да и сам текст по своему стилю весьма далек, скажем, от произведений развлекательного жанра. Но стоит вчитаться, и начинаешь осознавать себя участником сложных процессов, происходящих в современных государствах, процессов, при всей их непредсказуемости, затрагивающих личные интересы и даже безопасность многих и многих людей.

Авторы не скрывают сложности поставленной перед собой цели, рассматривая свое исследование как «попытку дать исторические инструменты для диагноза глубинных причин, неопределенности решений, принимаемых в государственном управлении и праве, устранение которых позволило бы построить надежный прогноз будущего состояния государства». Они исходят из того, что, установив диагноз, можно избавиться от многих патологий, ликвидировать кризисы и болезни, поражающие государство. Причем, по их мнению, возможность говорить об этих болезнях появилась лишь относительно недавно. Хотя государства возникли еще во времена глубокой древности, говорить об их недугах стало возможным лишь в последние столетия, по мере распространения идей гуманизма. Даже в эпоху просвещения философы не могли безнаказанно выражать свое мнение, отличное от предписаний власти.

И не случайно присутствующая в книге критика пороков современного государства интересна для самых широких кругов читателей, вращающихся в различных сферах современного общества. Она может привлечь внимание и государственных лидеров, и их оппонентов из гражданского общества, часто противостоящих решениям властных структур.

И все же главные читатели книги — это мы с вами, обыкновенные граждане, живущие в государстве, подчиняющиеся его законам и, в первую очередь, страдающие от поражающих его кризисов.

Знакомство с книгой позволяет узнать о том, что в современную эпоху возникновение, рождение государства состоит из нескольких этапов: избрание Учредительного собрания; составление проекта Конституции; утверждение Конституции; провозглашение нового государства; избрание органов власти в соответствии с Конституцией; регистрация государства в качестве члена ООН. На каждом из этих этапов в силу различных причин могут возникнуть дефекты управления, которые порождают нестабильность, кризисные явления, нередко перерастающие в конфликты.

Одной из типичных и трудноизлечимых болезней государства является коррупция. Но и с ней можно бороться, причем весьма эффективно, как это показывает пример Финляндии и Исландии. Правда, воспрепятствовать ей, как отмечается в книге, подобно системной борьбе с вирусом в природе, «может только система государственного управления».

«Вирус» коррупции, — считают авторы, — закладывается в государственные решения: в законы и иные нормы права — в процессе их принятия». Обладая вирусными свойствами, коррупция непрерывно воспроизводится системой управления государством. Её расцвету способствует, например, рост объема документооборота, важная роль в котором отводится подзаконным актам, принимаемым органами управления на всех уровнях.

К числу главных достоинств исследования относится то, что в нем подробно вскрываются некоторые из причин патологий системы государственного управления. В одних случаях, например, они порождены тем, что администрация, «принятая на работу на роль «слуги» народа, фактически становится его хозяином». В других патологии возникают из-за того, что целостность и стабильность конституции не имеют надлежащей защиты и могут быть подвергнуты изменениям за счет внесения поправок, нередко имеющих конъюнктурный характер. Суть данной патологи заключается в том, что Конституция «де-факто не признана единственным источником права». В результате меняется цель конституции. Так, по мнению авторов, в США, игнорирование целевых установок Конституции привело в 1791 году к принятию II её поправки, которая, в частности, предусматривает следующее: «право людей хранить и носить оружие не подлежит ограничениям». Появление этой поправки привело к нарушению таких целевых установок Конституции, как «обеспечение внутреннего спокойствия» и «утверждения правосудия». Ведь не государство, а сами индивиды-граждане взяли на себя через эту поправку выполнение упомянутых установок.

Наконец, на серьезные размышления наводит раздел исследования, в котором рассказывается о том, какие болезни государственной власти приводят к установлению диктатуры, а также порождают терроризм. Разве не стоит обратить внимание на такую содержащуюся в книге мысль: «При концентрации власти в одних руках, как при президентской форме правления, в социальном правовом государстве сохраняется потенциальная возможность возникновения диктатора-государя».

К исследованию С. Курица и В. Воробьева прилагается содержательный словарь-глоссарий. В нем, в частности, понятие «желание» определяется как «отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что осуществить». В этой связи хотелось бы заметить, что оказалось полностью исполненным желание авторов подарить своим читателям содержательную, глубокую книгу, в которой содержатся исчерпывающие ответы на многие из волнующих всех нас вопросов, касающихся жизнедеятельности современного государства.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Распечатать страницу