Виртуальная образовательная среда как фактор конкурентоспособности образования

09.11.09
Эксклюзив

Виртуальная образовательная среда как фактор конкурентоспособности образования

Эксперты МГИМО: Ефремова Ксения Александровна, к.полит.н., Колдунова Екатерина Валерьевна, к.полит.н., доцент

Динамичный темп современной жизни и постоянно возрастающая роль новых информационно-коммуникационных технологий заставляет многие высшие учебные заведения по-новому взглянуть на роль глобальной сети Интернет в образовательном процессе. Сегодня трудно представить выпускника вуза, который не умел бы пользоваться компьютером или современными средствами получения информации во Всемирной паутине.

Навыки грамотного и профессионального поиска и обработки информации на сегодняшний день являются неотъемлемым аспектом конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. Однако еще важнее не просто уметь эффективно искать информацию, но быть в состоянии использовать виртуальную среду для осуществления своих профессиональных задач.

Опыт многих международных университетов свидетельствует о том, что наилучшим способом добиться соответствия традиционного образовательного процесса современным потребностям является создание виртуальной среды обучения. При этом на сегодняшний день существует уже достаточно большое количество как коммерческих, так и некоммерческих программных продуктов, позволяющих реализовывать задачи создания виртуальных средств обучения. Например, один из крупнейших азиатских университетов — Национальный университет Сингапура (НУС) использует в учебном процессе виртуальную среду, разработанную специально для НУС (Integrated Virtual Learning Environment 8, IVLE). В Лондонской школе экономики и политической науки Лондонского университета изначально также использовался коммерческий продукт (WebCT), однако на данный момент практически завершен переход на популярную среди образовательных учреждений всего мира систему Moodle, действующую на некоммерческой основе.

В рамках МГИМО-Университета в течение последних нескольких лет также активно используется виртуальная среда обучения Moodle. Следует отметить, что отличительная особенность виртуальных сред обучения и в особенности Moodle заключается в том, что они, будучи интуитивно понятными пользователю, позволяют каждому студенту создать собственное образовательное пространство и самостоятельно планировать свое время подготовки к занятиям. Так, например, с появлением виртуальной образовательной среды в прошлое ушел процесс тиражирования преподавателем методических разработок к каждому семинару — теперь студенты могут оперативно ознакомиться с вопросами для подготовки к семинару не только из любой точки МГИМО-Университета, где есть доступ в интернет, но даже из дома или общежития.

Задачи, выполняемые виртуальной образовательной средой, могут варьироваться от простого создания календарно-тематических планов курсов и электронных ридеров до формирования разных категорий заданий, требующих от студентов особых форм интернет-коммуникации (например, в рамках форумов или wiki-страничек). При этом использование виртуальной среды развивает навыки работы в интернете, навыки письменной он-лайн коммуникации, умения вести дискуссию в виртуальном пространстве. Кроме того, работа с виртуальной образовательной средой значительно облегчает процесс внедрения в образовательный процесс принципов обучения в сотрудничестве, то есть создания условий для совместной учебно-познавательной деятельности студентов, осуществления групповых исследовательских проектов и т.д. При этом, однако, необходимо учитывать, что ресурсы и возможности, предоставляемые виртуальной образовательной средой – это инновационное дополнение к традиционному процессу очного обучения, позволяющее расширить образовательные коммуникационные возможности как студентов, так и преподавателей, однако не подменяющее собой сам процесс непосредственного взаимодействия студентов и преподавателей в рамках регулярных лекций и семинаров.

Таким образом, используемая в МГИМО-Университете виртуальная среда обучения — это особый коммуникационный механизм, позволяющий повысить эффективность образовательного процесса, решить целый ряд педагогических задач и добавить интерактивный он-лайн компонент к образовательному процессу. Виртуальная среда обучения позволяет студентам и преподавателям, прошедшим регистрацию, получить доступ к персонализированному разделу (по логину и паролю), где студенты могут подписаться на посещаемые ими курсы и получить возможность постоянного общения с преподавателем и одногруппниками через форум или с помощью собственного блога, на котором обсуждаются вопросы учебной программы.

В рамках виртуальной среды обучения содержание курсов упорядочивается как по тематическому, так и по календарному принципу. Оба варианта позволяют формировать по каждому курсу электронные версии рабочих программ и учебных материалов (статей, конспектов, презентаций и т.д.) для семинаров, ролевых игр, практических занятий, что значительно упрощает процесс подготовки студентов к самим занятиям и итоговой аттестации. Возможно также добавление и получение видео- и аудио-ресуросв.

В настоящее время виртуальная среда обучения Moodle активно используется при проведении занятий в магистратуре по направлению «Регионоведение», на Факультете политологии, Факультете международных отношений, в рамках Международного института управления. Следует отметить, что виртуальная среда обучения действительно глубоко интегрирована в учебный процесс и её эффективное применение является неотъемлемым компонентом современного образования в МГИМО-Университете.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу