Северному Кавказу нужны такие управленцы, какими были генералы Ермолов и Воронцов в Российской империи

14.11.09

Северному Кавказу нужны такие управленцы, какими были генералы Ермолов и Воронцов в Российской империи

Эксперты МГИМО: Муханов Вадим Михайлович, к.ист.н.

Не надо изобретать ничего нового, надо вспомнить историю России, в частности, институт наместничества на Северном Кавказе, когда император назначал ответственного чиновника, серьезного военного или государственного деятеля, который нес всю полноту ответственности за этот регион, сказал старший научный сотрудник Центра кавказских исследований ИМИ МГИМО МИД России Вадим Муханов в интервью «Полит.ру».

Вчера в послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшее время появится чиновник, ответственный лично за Северный Кавказ. По его словам, он будет «обладать достаточными полномочиями для эффективной координации работ».

По словам Муханова, повышенное внимание федерального центра к Северному Кавказу совершенно естественно, так как ситуация в регионе далека от стабильной, даже приближается к критической. «Шаги, которые Москва предпринимала в последние пару лет, уже в период президентства Медведева, не дали никакого результата. Например, были кадровые перестановки. Все помнят резкое изменение курса в Ингушетии: назначение Юнус-Бека Евкурова и отставку Мурата Зязикова. Все думали, что хотя бы в Ингушетии ситуация будет меняться. Однако последовал ряд терактов на территории Северо-Восточного Кавказа (я имею в виду Ингушетию, Дагестан, Чечню) и покушение на президента Ингушетии. Они показали, что контроль федерального центра за ситуацией в этом регионе очень слабый, и ставленники федерального центра не справляются с ситуацией», - сказал Муханов.

Эксперт считает, что в связи с возможным появлением чиновника, отвечающего за ситуацию в регионе, следует «вспомнить богатейший исторический опыт, накопленный Россией в области государственного управления Северным Кавказом еще во времена Российской империи». «И прежде всего институт наместничества, когда император назначал ответственного чиновника, серьезного военного или государственного деятеля, который нес всю полноту ответственности за этот регион. Мы можем вспомнить фамилии Ермолова, Воронцова, Барятинского, ряда других людей, которые создали эффективную систему управления на Северном Кавказе. Внедрение этой системы управления к концу Кавказской войны в XIX веке привело к достаточно мирной интеграции Северного Кавказа в состав России. Потом, как мы помним, на протяжении полувека Северный Кавказ являлся достаточно спокойной частью России - до Первой мировой войны и «революционных бурь», - полагает политолог. Муханов считает, что подобный опыт не стоит забывать, поскольку ситуация последних 20 лет показала, что не надо придумывать ничего нового, надо опираться на тот положительный опыт в сфере управления Кавказом, который Российское государство получило ранее.

Успех будет зависеть «в первую очередь от широты полномочий» чиновника, уверен эксперт. А для этого необходимо исключительное положение и независимость от ряда федеральных министерств. «Лишь в случае прямого подчинения первому лицу государства можно предполагать эффективную работу. Например, силовики, которые действуют на Северном Кавказе, подчинены своим начальникам. Это несколько сковывает их самостоятельность. В итоге результаты их деятельности сегодня крайне низки, и могут быть оценены только как неудовлетворительные», - считает Муханов.

Если брать ряд имен Дмитрий Козак, Аркадий Еделев, Сулейман Керимов и Михаил Гуцериев, то, по мнению эксперта, «наиболее востребованной для федерального центра фигурой является Дмитрий Козак. Все остальные лишены такого авторитета у власти. К тому же, они не имеют опыта работы на высоком административном посту в этом регионе. Все остальные, включая Керимова - все-таки люди, пользующиеся авторитетом в отдельно взятой республике. Каждый из них воспринимается как лидер отдельной этнической группы, и вряд ли другие этнические группы с восторгом воспримут назначение подобного человека на такую ответственную должность. Нужен человек, который стоял бы над кланами и группами на Северном Кавказе».

Оценивая кандидатуру Козака, Муханов сказал, что тот «облечен достаточным доверием Центра». «Кроме того, он может быть воспринят как новая, заинтересованная фигура. Тем более, что именно его выбрали в качестве ответственного за подготовку к Олимпиаде в Сочи. У Козака имеется хоть какой-нибудь наработанный опыт общения с местными элитами. Это важно, потому что хороший контакт с местными элитами - первый шаг к успеху. Другие не могут похвастаться хорошими контактами с местными элитами», - считает эксперт.

Тем не менее, назначение подобного чиновника «на местах будет воспринято плохо. Ситуация дошла до того, что любая кандидатура «варяга» будет встречена на Кавказе плохо. Это показывает опыт последних лет: любая кремлевская кандидатура воспринимается крайне негативно. На местах стараются поддерживать только собственных выдвиженцев. Крайне показательна ситуация в Дагестане, где любой приезд чиновника, назначенного без согласования, без обсуждения в Махачкале и в других центрах Дагестана, воспринимается в штыки. Можно вспомнить приезд господина Радченко, и события, которые за этим последовали», - сказал политолог.

По его словам, для успеха должен быть назначен человек, «с одной стороны, очень жесткий, с другой - человек, который может позволить себе пойти на компромисс, невзирая на оклики из Москвы». Но при этом, как считает эксперт, найти сегодня такого человека сложно. «На мой  взгляд, такой фигуры на административном олимпе сегодняшней России просто не существует, потому что, к сожалению, те чиновники, которые обличены доверием Москвы, не обладают опытом, не имеют статуса. Соответственно, они не имеют опыта управления в таком нестабильном регионе.

Одно дело, назначить губернатора Московской области. Другое дело – назначить руководителя такого региона, как Северный Кавказ, где существует масса подковёрных вещей, которые знает только специалист по этому региону. Там надо обязательно ориентироваться на общение с оппозиционными силами и клановыми структурами, уделять внимание конституциональным особенностям региона. Все это может сделать либо специалист по региону, либо человек, который обладает хорошей экспертной командой и не заинтересован в банальном обогащении на должности, что у нас очень часто происходит»», - заключил Муханов.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Полит.ру
Распечатать страницу