Системная слабость Северного Кавказа — объект воздействия внешних и внутренних сил

21.11.09

Системная слабость Северного Кавказа — объект воздействия внешних и внутренних сил

Эксперты МГИМО: Муханов Вадим Михайлович, к.ист.н.

12 декабря президент России Дмитрий Медведев обратился с ежегодным Посланием к Федеральному собранию, где в довольно жесткой форме раскритиковал работу региональных властей в Южном Федеральном округе страны. Среди прочего Дмитрий Медведев отметил «беспрецедентный уровень коррупции, насилия и клановости». В качестве контрмеры российский лидер предложил учредить должность ответственного за положение дел в этом регионе.

О нынешней ситуации на Кавказе наш обозреватель Елизавета Исакова побеседовала с президентом Академии геополитических проблем Леонидом Григорьевичем Ивашовым, старшим научным сотрудником Центра кавказских исследований МГИМО МИД РФ Вадимом Михайловичем Мухановым и деканом Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталием Товиевичем Третьяковым.

— Итак, президент России Дмитрий Медведев говорит об ухудшении ситуации на Северном Кавказе. Но неужели все действительно так плохо, что в придачу к уже существующим органам власти в республиках сегодня необходим ещё один «наблюдатель»?<...>

Муханов В.М.: Вы знаете, во-первых, можно присоединиться и полностью поддержать те слова и предложения, которые только что озвучил Леонид Григорьевич, потому что они достаточно справедливы и давно лежат на поверхности. Но, к сожалению, федеральный центр не так часто обращает внимание на реальные, хорошие, качественные экспертные предложения по Кавказу: как по Южному, так и по Северному. Это первое.

Что касается непосредственно заявленной Вами темы, да, соответственно повышенное внимание сегодня федерального центра к Северному Кавказу совершенно естественно. Так как ситуация в регионе, я имею в виду именно Северный Кавказ, который все-таки российский, далека от стабильной. И, на мой взгляд, приближается к критической. Потому что шаги, которые Москва предпринимала последние несколько лет в отношении северокавказской проблемы, не дали никакого существенного результата. Кадровые перестановки пока также не привели ни к налаживанию ситуации, ни к устранению основных болевых точек на Кавказе. В частности, назначение нового президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и отставка Мурата Зязикова. Все рассчитывали, что ситуация хотя бы в отдельно взятой северокавказской республике, в Ингушетии, будет меняться в лучшую сторону. Однако, как мы знаем, последовал целый ряд серьезнейших терактов на территории всего северо-восточного Кавказа. Я имею в виду не только Ингушетию, но и территорию Дагестана и Чечни. Самым вызывающим среди этих террористических актов стало, конечно, покушение на президента Ингушетии. Они показали, что нынешний контроль федерального центра за ситуацией на Северном Кавказе, конечно же, слабый. И многие ставленники Москвы просто не справляются с ситуацией. И важно, конечно же, что в ближайшее время все-таки появится этот чиновник, ответственный лично за Северный Кавказ перед президентом России.

Стоит вспомнить богатейший опыт, который был накоплен нашей страной в области государственного управления на Северном Кавказе ещё во времена Российской империи. И, прежде всего, вспомнить, что император назначал высокопоставленного чиновника, либо крупного военного деятеля, который нес всю полноту ответственности за данный регион. Ермолов, Воронцов, Барятинский и ряд других чиновников создали достаточно эффективную систему управления на Северном Кавказе. И внедрение именно этой системы — некоторые эксперты называют её военно-народной системой управления — к концу Кавказской войны в 19-м столетии привело к достаточно мирной интеграции Северного Кавказа в состав России. Подобный положительный опыт не стоит забывать, поскольку ситуация последних 20 лет показала, что не стоит придумывать ничего нового. Надо опираться на хорошо забытое старое. <...>

— Вы сейчас говорили о том, что ситуация на Кавказе оставляет желать лучшего. Но я Вам хотела бы в этом возразить и указать на тот факт, что буквально недавно в Чечне открылся первый международный аэропорт. И мне кажется, что это очень хороший показатель того, что в принципе-то все не так уж и плохо в регионе.<...>

Муханов В.М.: Вы знаете, должен согласиться с мнением своего коллеги. Действительно, ситуация тяжелая, но не все ещё провалено. И, конечно же, следует думать о комплексной программе Северного Кавказа, которая, действительно, будет реализовываться, а не просто декларироваться. Она сможет изменить ситуацию. Конечно же, нужно поднимать весь социально-экономический блок. Нельзя, например, вливать деньги только в отдельно взятую республику. Естественно, это вызовет всплеск недовольства, что и произошло в прошлом году в Ингушетии и происходит сейчас в Дагестане.

— А какой ответ может быть у Российской Федерации на такие шаги Тбилиси, или нам не стоит на них реагировать?

Муханов В.М.: Во-первых, стоит сказать, что создание такого рода СМИ, которое будет вещать на российский Северный Кавказ, это, конечно, неприятный сигнал, но это уже далеко не первый сигнал. Мы ещё помним о том, что сейчас активно приглашаются молодые люди с северокавказских республик для обучения в вузы Грузии на определенные двухлетние курсы. Об этом уже известно. Появление такого рода канала это просто дополнительный шок, в рамках определенной кампании. Да, мне кажется, что стоит подождать, когда этот канал все-таки заработает, прежде чем говорить о каких-то ответных шагах. В принципе, у России и без этого хватает проблем на Кавказе, чтобы так прислушиваться к любым сигналам с территории Грузии.<...>

Елизавета ИСАКОВА

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: РИА Новости
Распечатать страницу