Не кусай руку, тебя кормящую

11.12.09

Не кусай руку, тебя кормящую

Эксперты МГИМО: Муханов Вадим Михайлович, к.ист.н.

Россия тормозит восстановление Южной Осетии, — об этом заявил председатель Госкомитета по реализации проектов восстановления Зураб Кабисов на совещании в Цхинвале. О проблемах с финансированием руководство республики заявляло уже не раз. Но сегодня оно сменило интонацию и впервые попыталось переложить ответственность за то, что многие жители Южной Осетии вторую зиму живут без крыши над головой, на федеральные власти.

По словам Зураба Кабисова, в текущем году из обещанных Межведомственной комиссией (МВК) 760 млн. рублей на восстановление и новое строительство частного жилья в Южной Осетии, реально до республики дошло только половина — 380 млн. «На сегодняшний день в Москве большое количество актов, которые требуют оплаты. Нас просят предоставить список объектов, которые они финансируют. Могу сказать, что это отговорки», — заявил Кабисов.

Он отметил, что работающие в республике основные генподрядные организации выполнили работу, превышающую выплаченный им аванс: «Все препятствия, которые создаются по выполнению программы финансирования, являются лишь незначительными предлогами». «Зарплаты строителям не выплачиваются потому, что подрядчики, получив аванс, сразу купили стройматериал, рассчитывая на то, что потом у них стабильно будет идти финансирование. А так как оно задерживается, они не могут получить зарплату. И строители не только жалуются, а целыми бригадами уезжают из республики», — подчеркнул Кабисов.

«На многих объектах работы в начале года были приостановлены. И было решено, чтобы остатки средств списать. Получилось порядка 1 млрд. рублей, которые перевели на следующий год. Не факт, что на эти объекты деньги могут вернуться. Например, на гостиницу „Алан“ в Цхинвале было выделено 73 млн. рублей, Спецстрой России освоил 42 млн. рублей, на последнем заседании МВК было решено оставшиеся 31 млн. рублей списать. То есть, финансирование объекта сегодня на нуле. Получается, мы имеем недостроенную гостиницу, и 42 млн. рублей выкинуты в трубу. Таких объектов много. Исходя из этого, я могу констатировать, что изначально неправильно распределено финансирование на объекты. На девятую школу в Цхинвале выделено 18 млн. рублей, которых не хватит на то, чтобы завершить ремонт. Денег на многие объекты не хватит, изначально не было сделано никакой экспертизы, какие капиталовложения нужны, не было создано никакого резервного фонда», — рассказал Кабисов. Он пояснил, что в документации по финансированию «изначально была графа — резервный фонд, затем, она пропала». «На сегодняшний день много средств, которые освоены подрядчиками, но пользы для республики не принесли», — считает Кабисов.

А однофамилец Зураба Кабисова, глава Государственного комитета информации, связи и массовых коммуникаций РЮО Георгий Кабисов накануне в своем интервью обвинил Минрегионразвития РФ в том, что в республике до сих пор не восстановлена связь. Все планируемые средства на восстановление средств связи в Южной Осетии в Министерстве регионального развития РФ «срезали, перераспределили», заявил Георгий Кабисов. Говоря о ситуации с восстановлением доступа к интернету для жителей РЮО, он отметил: «Мы предполагали проложить во все районы Цхинвала и другие районы республики оптоволокно. К сожалению, этого сделать не получилось. Мы не нашли общего языка с Министерством регионального развития РФ». «Ни одна работа, касающаяся связи, по линии восстановления Южной Осетии не прошла. Все, что сейчас делается — делается на собственные средства», — сообщил глава комитета. По словам Кабисова, изначально по отрасли связи, включая телевидение, интернет, IP-телефонию, IP-телевидение, мобильную связь, Минрегионразвития планировалось выделить 1 млрд 50 млн рублей. «Единственное же, что сделано сейчас по этой линии — установлено несколько тв-передатчиков и осуществлена прокладка новых кабелей — процентов на 50. Все остальное до сих пор не восстановлено», — отметил Кабисов. «Все планируемые средства срезали, перераспределили. Обращения в адрес Минрегиона с просьбой определить подрядчиков по производству работ тоже остаются без ответа. За целый год в Министерстве регионального развития РФ не смогли определить генерального подрядчика, который должен был бы заниматься работами, связанными с восстановлением связи и доступа в интернет. Со стороны министерства это никак не мотивируется, даже нет никаких путей решения. А ведь только от Минсвязи РЮО было несколько писем и обращений», — сказал Кабисов.

Слышать такие заявления для российской стороны более чем удивительно. Поскольку еще в начале октября заместитель министра регионального развития РФ Роман Панов, который как раз и возглавляет МВК, посетил Цхинвал, где и сообщил, что «на сегодняшний день принято выполненных работ в республике на сумму порядка 2 миллиарда 600 миллионов рублей… Фактически же профинансировано работ на сумму почти 4 миллиарда рублей, то есть финансирование работ идет с авансированием. Практически 1,5 миллиарда рублей выплачено вперед. Поэтому тем организациям, которые ждут финансирования, необходимо более быстро и гибко готовить документы в соответствии с разработанными формами, предъявлять их, и в течение 10 дней финансирование будет», — заявил председатель МВК.

Встает вопрос: где же, в таком случае, оседают российские деньги?

В декабре 2008 года Счетная палата попыталась это установить, и выявила, что не все средства, направленные правительством России в Южную Осетию, были использованы, а темпы восстановления региона признала замедленными. Проверка Счетной палаты РФ выявила, что из тех денег, которые направило в Южную Осетию правительство РФ, на счетах казначейства Южной Осетии остаются 500 млн. рублей. Однако власти Южной Осетии не согласились с результатами этой проверки. А результаты ревизии аудиторов этого года и вовсе не были обнародованы.

«Необходимо в ближайшее время решить с МВК все эти вопросы и до конца года выправить ситуацию. Мы можем потерять время, но сохранить деньги и их рациональное использование», — сказал на вчерашнем совещании Эдуард Кокойты. Между тем, эта позиция президента, в результате которой республика никак не может восстановиться, оказалась весьма на руку Грузии. Как торжествующе заявил журналистам Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Теймураз Якобашвили, деньги, выделяемые Россией для Южной Осетии, идут «то ли в правый, то ли в левый карман Кокойты». А местные жители уже не знают, кому верить. Ведь именно они прежде всего страдают от несогласованности в вопросах восстановления.

Эксперты полагают, что суть проблемы заключается в желании Москвы более плотно контролировать расходование средств в Южной Осетии. Ситуацию обостряет кризис: если летом и в начале осени Россия могла спокойнее относиться к тратам в Южной Осетии, то теперь у правительства не хватает денег даже на поддержку регионов РФ.

«Схема финансирования достаточно понятна, и не вызывает никаких вопросов с российской стороны — с августа прошлого года она кардинальных изменений не претерпела, -по просьбе Iron Times прокомментировал ситуацию старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО МИД России Вадим Муханов. — Другое дело, как средства расходуются, уже поступив на территорию Южной Осетии, в рамках различных проектов по восстановлению экономических и социальных обьектов, и в первую очередь, строительства жилья. Вот тут возникает масса вопросов, первый из которых — целевое ли идет расходование. В график по темпам восстановления жилья, которые неоднократно декларировались, руководство республики явно не укладывается. В правительстве РЮО существует кадровый голод на хороших специалистов. Как показывает опыт последнего года, видно, что у Эдуарда Кокойты явно не хватает профессионалов, которые могут брать ответственность за работу по восстановлению на себя. Таких людей практически нет. Средства-то выделяются, и значительные, проекты есть, но что касается непосредственно реализации этих проектов и расходования денег — с этим возникают вопросы, задавать которые надо организациям, занимающимся контролем за подобными процессами.

— Отчего-то в этом году Счетная палата не опубликовала результатов проверки в РЮО…

— Об этом я и говорю — о том, что результаты эти необходимо обнародовать. Это было бы очень интересно и любой эксперт по Кавказу с удовольствием бы эти выкладки почитал. Потому что Счетная палата неоднократно проводила проверки по субьектам РФ на Северном Кавказе, и делала там весьма интересные и неожиданные находки. Мне кажется, что подобные находки могут быть выявлены и в Южной Осетии. И не надо все сваливать на одну только Россию: за реализацию проектов восстановления в первую очередь несет ответственность высшее руководство Южной Осетии. Не стоит перечислять фамилии, но можно даже говорить о персональной ответственности. Потому что действует и без того облегченная схема финансирования, выделяются весьма немалые средства, и остается одно — осваивать те значительные финансовые потоки, которые приходят на территорию республики. Как мы можем видеть, далеко не все проекты, которые были анонсированы и реализация которых ведется чуть ли не с августа прошлого года, воплощены в жизнь. Пора уже делать выводы, и не по всем проектам эти выводы будут радужные и положительные.

— Если в правительстве РЮО и впрямь такой кадровый голод, почему бы не пригласить туда выходцев из Южной Осетии, которые имеют большой опыт работы в России, в центре?

— Логику Эдуарда Кокойты обьяснить не всегда бывает просто, она не всегда поддается логичному обьяснению. Такой шаг, действительно, мог бы быть одним из наиболее вероятных. Но я как эксперт не вижу ничего плохого в том, чтобы приглашать специалистов и осетинского, и неосетинского происхождения в случае их согласия приехать на работу в РЮО. Тут дело не в происхождении, а в квалификации».

Ирина ТРОЯНСКАЯ

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: iron-times.ru
Распечатать страницу