Перспективы интеграции Турции в ЕС

13.01.10
Эксклюзив

Перспективы интеграции Турции в ЕС

Эксперты МГИМО: Кудряшова Юлия Сергеевна, к.ист.н.

С момента последней волны расширения ЕС особую остроту приобрела дискуссия о границах данной региональной организации. Подтверждая теорию о бесконечном расширении ЕС, некоторые страны-члены Евросоюза выступают за прием новых государств, что, в первую очередь, продиктовано требованиями более эффективной экономики и амбициями глобального актора. Одновременно вступление в организацию, созданную с целью построения Единой Европы «всеобщего благосостояния», естественно, рассматривается ее соседями в Восточной Европе, на Балканах и даже на Ближнем Востоке как гарантия процветания и решения проблем этих развивающихся стран. Дискуссия о дальнейшем расширении ЕС включает целый ряд глобальных вопросов: внешнеполитических, экономических, географических, религиозных, — на которые не существует однозначного ответа. Наиболее проблемным кандидатом на вступление в ЕС является Турция — сильное в политическом и экономическом смысле ближневосточное государство, упорно и последовательно добивающееся принятия в организацию. В то же время Турция своим потенциальным принятием представляет глобальный вызов самой идее Единой Европы.

Турция важна для ЕС, в первую очередь, как потенциальный субрегиональный экономический лидер и опора стабильности на геополитическом «перекрестке» Европы, Ближнего Востока и «южного пояса» СНГ. Турция фактически является ведущей военной державой на стыке Европы и Ближнего Востока. Значение Турции как стратегического партнера ЕС будет только возрастать ввиду стремления Европы получить доступ к новым рынкам и источникам сырья на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Продолжение переговоров о вступлении является для Анкары стимулом претворения в жизнь начатых реформ и осуществления мер, нацеленных на полномасштабное соответствие правовым нормам ЕС. Вместе с тем, образ жизни, культура общения, традиции, трудовая этика и принципы социальной жизни турецкого населения сильно отличаются от европейских. Значительная часть жителей Турции ориентирована традиционалистски, по-восточному, у нее отсутствует доверие к Европе. В целом, евроскептицизм и европессимизм среди турецкого населения возрастает в социальных слоях с более низким доходом, уровнем образования, доступом к печатной информации, слабым знанием европейских языков.

Первоочередное требование Евросоюза заключается в том, что Турция должна открыть свои порты и аэропорты для грузов и пассажиров из греческой части Кипра. Официальная Анкара подчеркивает, что кипрская проблема не является предметом двусторонних дискуссий с ЕС, а должна обсуждаться между двумя суверенными государствами острова — Республикой Кипр и Турецкой Республикой Северного Кипра.

С другой стороны, противники принятия Турции в ЕС приводят факты нарушения прав курдов с целью торможения переговорного процесса. К внутренним проблемам Турции следует отнести также недостаточный, с точки зрения показателей ЕС, уровень экономического развития.

Большинство населения ЕС уверено, что относительное ухудшение экономического положения в Турции приведет к значительному росту потока эмигрантов и сокращению количества возвращающихся. Эта страна является самой молодой и растущей популяцией в Европе.

Критики принятия Турции утверждают, что нынешний бюджет ЕС не справится с нуждами столь многочисленного и сравнительно небогатого населения. Жители Европы опасаются к тому же, что неравномерное экономическое развитие и свободный оборот турецких товаров, услуг, капиталов и рабочей силы окажут негативное воздействие на экономику их стран.

Австрия, Венгрия, Дания, Люксембург и Франция — самые активные противники приема Турции в ЕС. Население стран со значительной мусульманской прослойкой — Франции, Германии и Австрии — настроено наиболее отрицательно в вопросе принятия Турции. Копенгаген против вступления Турции из-за щепетильности в отношении соблюдения турецкими властями прав человека.

С другой стороны, Италия является наиболее убежденным сторонником вступления Турции в Евросоюз. Великобритания и Португалия также выступают за принятие Турции, призывая ЕС выполнить взятые на себя обязательства.

Потенциальная интеграция Турции в ЕС неизбежно отразится на российских интересах.

Россия не смогла блокировать турецкие маршруты экспорта каспийских энергоресурсов в Европу. Турция позиционирует свою территорию как надежный транзитный коридор, способный транспортировать в Европу как российский, так и не российский газ в случае кризиса с поставками. Цель Анкары — сделать Турцию региональным энергетическим узлом, то есть покупателем каспийского газа, который она будет затем перепродавать европейским потребителям. Хотя попытки Турции стать центром транзита энергоресурсов для Европы не дают ей гарантии усиления позиций во вступлении в Евросоюз.

В политическом плане сам факт начала переговоров Брюсселя с Анкарой оказывает серьезное воздействие на весь Черноморский регион, закрепляя его все большую оторванность от России и от поддерживаемых ею интеграционных проектов. Участие Турции и Армении в институциональных структурах Евросоюза минимизирует вероятность конфликтов между ними и даже вынудит к налаживанию сотрудничества. По этому сценарию перспективы долгосрочного присутствия российских военных в Армении попадают под прямую зависимость от перспектив вступления Турции в ЕС.

С другой стороны, принадлежность Турции к единому рынку ЕС расширяет возможности для многосторонних проектов с участием России, в том числе и за пределами европейского пространства. РФ заинтересована в том, чтобы Турция соответствовала западноевропейским экономическим стандартам.

Более того, сближение Турции с Европой выгодно России, которая не заинтересована в радикализации турецкого ислама и усилении его влияния вблизи наших границ. Кроме того, Москве желательнее развивать отношения с государством, согласующим свою внешнюю политику с Брюсселем, в этом случае исключается возможность конфронтации с турецкими националистами.

В целом, перспективы вступления Турции в ЕС в обозримом будущем могут быть благоприятными, но это зависит от большого количества внутренних и внешних факторов.

К числу внутренних факторов относится, прежде всего, способность Турции демократизировать свою политическую систему в направлении европейской модели. Равновеликая роль в западной триединой структуре власти (исполнительная, законодательная и судебная) не свойственна политическим традициям Турции, что явно затрудняет процесс ее приобщения к европейским стандартам. Подготовка к вступлению в Евросоюз требует серьезных реформ с целью преобразования внутриполитической ситуации в стране. Их осуществление будет означать движение Турции к тому, чтобы стать более предсказуемой, открытой и терпимой в отношении всех представителей своего общества, более расположенной к переоценке собственной истории.

Кроме того, дальнейшие реформы в сфере экономики должны способствовать ее реструктуризации и более полному открытию глобальному рынку, что будет содействовать ее транспарентности. Максимально возможная приватизация госсектора и сокращение административного давления власти на экономику также является необходимой составляющей движения к западной модели. Более того, обучение турецкой молодежи в европейских вузах будет закреплять светскую ментальность правящей элиты.

С точки зрения внешних факторов, шансы Турции на принятие в ЕС также могут расти. Весьма значимым является политический лоббизм со стороны США, которые хотят иметь «верного» союзника в очень неспокойном, но крайне важном сырьевом регионе мира. В свою очередь, Евросоюз в случае принятия Турции резко увеличивает свой политический потенциал за счет роста военной мощи и влияния в исламском мире. Кроме того, ЕС получает возможность улучшить демографическую ситуацию в Европе, геополитически проникнуть в важнейший регион поставок энергоресурсов, увеличить рынки сбыта и сферы вложения капитала.

Причины, сдерживающие перспективы принятия Турции в ЕС, также продиктованы набором внутренних и внешних факторов.

К числу тормозящих внутренних факторов относятся: слишком медленный процесс политической демократизации, отсутствие информационной открытости и свободы слова, недостаточно эффективные реформы в сфере экономической либерализации. Виной всему, возможно, нехватка политической воли власти, чрезмерное влияние армии на внутреннюю жизнь страны, сильная коррупционная составляющая, опасность возникновения регионального и межконфессионального раскола вследствие демократизации общества сверху.

К числу внешних факторов, отягощающих принятие Турции в ЕС, относятся: ротация политического руководства европейских государств с плохо предсказуемой реакцией на ход переговоров с Анкарой, перспектива резкого роста исламского влияния в Евросоюзе, диспропорции между потенциальной политической значимостью Турции в органах Европейского Союза и ее экономическим вкладом, выход ЕС непосредственно на границы горячих точек Ближнего и Среднего Востока и Кавказа. В социально-экономической сфере на итог переговоров Брюсселя и Анкары может отрицательно сказаться быстрый рост ксенофобских настроений в «старых» странах Европейского Союза вследствие деформации рынка труда ЕС «дешевыми» миграционными потоками и перспектива высоких финансовых издержек Евросоюза на подтягивание турецкой экономики к стандартам эффективности Общего рынка.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу