Концепция аспирантской программы по международным отношениям

05.02.10
Эксклюзив

Концепция аспирантской программы по международным отношениям

Эксперты МГИМО: Барабанов Олег Николаевич, д.полит.н., к.ист.н., профессор, профессор РАН, Лебедева Марина Михайловна, д.полит.н., к.психол.н., профессор, Никитина Юлия Александровна, к.полит.н.

В России в системе высшего образования в настоящее время осуществляется переход на двухуровневую систему образования, также происходит смена традиционной модели («знания-умения-навыки») на профессионально-ориентированную компетентностную модель высшего образования. Как представляется, следующим шагом должен стать переход на соответствующую нормам Болонского процесса трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат-магистратура-аспирантура). Вместе с тем, перспектива введения третьего уровня образования в России оценивается неоднозначно[1]. Однако в современных условиях интенсификации международного взаимодействия изоляционизм в научной и образовательной сферах, как и в других, вряд ли оправдан с точки зрения развития конкурентоспособности России.

Вниманию читателей предлагается проект концепции аспирантской программы по международным отношениям «Динамика мирового политического развития и проблема глобальной конкурентоспособности России». Исходя из опыта подготовки аспирантов в России и за рубежом, а также учитывая задачу создания третьего образовательного уровня, представляется целесообразным следующим образом выстраивать аспирантскую программу по международным отношениям:

1. Создавать так называемую структурированную аспирантуру, что предполагает разработку полноценной программы обучения, не сводящейся только к общению с научным руководителем. Однако программа не должна включать в себя слишком «общие» курсы, поскольку в противном случае это приведет к повторению того, что было изучено на первых двух уровнях.

2. В целях максимального приближения аспирантской программы к дальнейшей образовательной, научной и аналитической деятельности активно использовать такие методы обучения, как:

a) исследовательский семинар под руководством ведущего профессора, на котором аспиранты делают доклады и обсуждают их;

b) ситуационный анализ, который предполагает изучение проблемы через выявление интересов и позиций основных участников и обсуждения их в группе;

c) участие в прикладных проектах как части образовательной программы аспиранта;

d) метод анализа конкретных ситуаций (case study);

e) подготовка кратких (до 5 стр.) письменных аналитических материалов;

f) создание сценарных прогнозов и обсуждение их в группе;

g) подготовка исследовательских проектов и обсуждение их в группе;

h) написание научных статей и их коллективное обсуждение;

i) сочетание онлайновых и традиционных методов обучения.

3. Использовать данный проект для отбора наиболее талантливых студентов в аспирантуру с оплатой их работы. В дальнейшем разрабатывать в МГИМО (У) проекты по указанной проблематике и использовать их для развития и совершенствования аспирантской подготовки.

4. При создании программы аспирантской подготовки и написании программ курсов ориентироваться на так называемые Дублинские дескрипторы. Данная программа должна встраиваться в имеющиеся сегодня российские нормативы подготовки аспирантов (сроки обучения, сдача кандидатских минимумов, написание статей и т. п.).

В составе Дублинских дескрипторов выделяется один блок, который абсолютно не охвачен российской системой подготовки аспирантов — это коммуникативные и научно-менеджерские компетенции. И как показывает практика, именно отсутствие этих компетенций является основным минусом выпускников аспирантуры, который отмечают и диссертационные советы, и работодатели-практики.

В этих целях представляется необходимым ввести в подготовку аспирантов на первом году обучения комплекс дисциплин для восполнения указанной лакуны, в частности, можно предложить следующие направления:

— навыки коммуникации и презентации;

— прикладная психология;

— проектный менеджмент;

— фандрайзинг в научной сфере;

— управление научно-образовательной организацией.

Другой блок навыков и компетенций, которому зачастую уделяется недостаточное внимание и на экзаменах кандидатского минимума, и при подготовке самой диссертации, — это системное видение и методологические компетенции. В этой связи, применительно к специальности 23.00.04 (Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития), представляется целесообразным ввести в подготовку аспирантов следующий комплекс дисциплин:

— системный подход при анализе международных отношений: возможности и ограничения;

— общая научная методология в сфере общественных наук;

— кейс-стади по новейшим методам и методикам в мировой науке о международных отношениях;

— кейс-стади по новым проблемным полям и инновациям в мировой науке о международных отношениях;

— практика работы крупнейших специализированных научных центров.

Следующий блок проблем — это углубленная подготовка по узкой дисциплине, выбранной аспирантом в качестве темы для диссертации. Очевидно, что здесь должна речь о формировании индивидуальных образовательных траекторий для каждого аспиранта. Большинство занятий должно проходить в формате узких по составу (а, возможно, даже индивидуальных, один на один с преподавателем) научно-исследовательских семинаров по следующим темам:

— источниковая база по выбранной теме (включая возможности интернета);

— историография по выбранной теме;

— выбранная тема в контексте современных теорий международных отношений;

— «проблематизация» выбранной темы, ее связь со смежными темами международных отношений и проработка научно-практических рекомендаций по теме.

Наконец, четвертый блок дисциплин должен носить адаптационный характер и быть нацелен на «внешних» аспирантов, которые ранее не обучались в данном вузе. Здесь стоит двойная задача. Во-первых, «внешний» аспирант должен максимально быстро получить представление о научных школах и исследовательских приоритетах выбранного им вуза. Во-вторых, в условиях объективного ранжирования университетов по уровню подготовки, в том случае, когда аспирант поступил в университет с признанно более высоким рейтингом, чем вуз его базового образования, возникает необходимость, чтобы такой аспирант прослушал ключевые магистерские (а иногда и бакалаврские) курсы по избранной специальности. Очевидно, что набор требуемых адаптационных дисциплин должен проводиться также по модели индивидуальной образовательной траектории и определяться научным руководителем каждого аспиранта при согласовании с заведующим кафедрой. С организационной стороны лекторы магистерских и бакалаврских курсов университета должны быть открыты к тому, чтобы дополнительно принимать на курс аспирантов по рекомендации кафедр.

В итоге, все эти четыре блока, совместно с уже существующими в вузах курсами по специальности, по философии и по педагогике, должны составить целостную обучающую программу, рассчитанную на первый год обучения аспиранта. Ее самое простое организационное оформление в уже существующих формах могло бы состоять в том, что эта программа являлась бы обязательной для получения государственного диплома преподавателя, который и сейчас выдается тем аспирантам, которые посещают занятия по педагогике.

В соответствии с принципами болонской системы, за курсы этой программы аспирантам могут начисляться образовательные кредиты из установленного расчета в 60 кредитов за год. На основании прослушанного курса в начале второго года обучения аспиранты должны привлекаться к обязательной педагогической практике на кафедре (научно-организационной практике в секторе, когда аспирантура проходит в НИИ). Третий обязательный элемент подготовки включал бы развернутый доклад аспиранта на кафедре о проблемном поле выбранной им темы, который также уместно проводить на втором году обучения.

Таким образом, в этом случае решением вуза можно было бы закрепить три обязательных условия, при которых аспирант допускается к сдаче экзамена кандминимума по специальности:

— диплом преподавателя на основании вышеизложенной учебной программы в 60 кредитов;

— одобренный кафедрой отчет о практике;

— одобренный кафедрой научный доклад.

Выполнившие эти условия аспиранты допускаются к кандминимуму по специальности в конце второго года обучения.

5. В целях развития большей практической ориентации аспирантской программы предусмотреть тесное сотрудничество с представителями практических организаций (МИД РФ, других ведомств, а также бизнеса) при проведении мастер-классов, руководстве диссертациями, участии в проектах.

6. Предусмотреть значительный вариативный компонент при создании аспирантской программы с тем, чтобы аспирант с помощью научного руководителя мог выстраивать свою уникальную образовательную траекторию.

7. По итогам реализации проекта «Динамика мирового политического развития и проблема глобальной конкурентоспособности России» наметить модули и конкретные курсы аспирантской программы. В дальнейшем, возможна постановка вопроса о введении нового типа дипломов для аспирантов, выполнивших эту программу — это диплом научного сотрудника по специальности. Такой диплом подтверждал бы факт освоения аспирантом полной программы обучения в аспирантуре (то, что на Западе называется all but dissertation) и служил бы государственным документом, фиксирующим образовательные итоги обучения в аспирантуре, чего в России до сих пор нет.

На основании этого, третий (а возможно, и дополнительный — четвертый) год обучения аспирант посвящал бы исключительно работе над диссертацией, и тем самым российская система аспирантуры была бы гармонизирована с болонскими стандартами, что позволило бы снять вопросы об эквивалентности степени кандидата наук степени PhD.

Очевидно, что такая программа потребует гораздо большей интенсивности работы от научных руководителей, лекторов и аппарата кафедр. Поэтому уместен вопрос как о пересмотре норм почасовой нагрузки за научное руководство аспирантами, так и о финансовом стимулировании лекторов в аспирантуре (в т. ч. и за счет расширения фонда оплаты труда от средств, поступаемых от платных аспирантов: в МГИМО это в среднем 15 млн рублей в год).

Необходимо решить также вопрос о создании организационных форм для быстрой и гармоничной интеграции аспирантов в работу кафедры. Здесь интересный пример предложила Высшая школа экономики в рамках реализации ее программы Национального исследовательского университета. Это создание сети научно-учебных лабораторий при кафедрах с введением для лучших аспирантов штатных должностей научных ассистентов и учебных ассистентов. Это позволило бы помимо прочего увеличить материальное содержание бюджетных аспирантов и до определенной степени снизить остроту проблемы их отвлечения на внешние подработки, без чего по понятным причинам нельзя реализовать т.н. «аспирантуру полного дня».

В итоге, предлагаемая концепция позволила бы сформулировать достаточно мягкий и гармоничный переход российской аспирантуры на болонские стандарты.


[1]См., напр., «Уже не студент, еще не ученый» // «Российская газета», 30.09.2009 http://www.rg.ru/2009/09/30/kirpichnikov.html 

Авторы проекта:
эксперты кафедры мировых политических процессов д.п.н., проф. М.М.Лебедева,
д.п.н., проф. О.Н.Барабанов, к.п.н. Ю.А.Никитина, аспирант кафедры П.И. Касаткин

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу