Пираты Аденского залива: о результатах мониторинга ситуации

18.03.10
Эксклюзив

Пираты Аденского залива: о результатах мониторинга ситуации

Эксперты МГИМО: *Пискунова Наталья Игоревна, к.полит.н.

В конце 2009 — начале 2010 года наблюдалась высокая степень интенсивности действий пиратов. Наиболее опасным в отношении возможности нападений со стороны пиратов является восточное побережье Сомали, весь Аденский залив, а также все официально подтвержденные торговые пути, проходящие из портов Йемена через Сейшельские острова к берегам Кении и Танзании. За период с ноября 2009 года и до марта 2010 года количество пиратских нападений на корабли, следовавшие курсами через Аденский залив, увеличилось в 2 раза, однако количество успешных нападений сократилось. По предварительным данным мировых информационных агентств, в районе Аденского залива было захвачено 15 грузовых кораблей, а также частная яхта. Условия содержания захваченных в плен экипажей кораблей и гражданских лиц жестоки: пленных морят голодом, им не оказывается своевременная медицинская помощь, связь с внешним миром не допускается. Более 10 человек из числа захваченных пиратами погибли от болезней и голода за период с 15 октября 2009 года по 01 марта 2010 года.

Действия пиратов не направлены на захват каких-либо определенных судов и не носят избирательного характера. Фактически захватывались все суда, следовавшие курсом через Аденский залив и побережье Сомали. Исключение составляли суда, находившиеся в зоне патрулирования ВМС ЕС и ВМС США, а также суда, следовавшие с сопровождением военных кораблей и\или вертолетов. За освобождение кораблей пираты требуют выкуп от компании-владельца корабля. Часть компаний-владельцев кораблей выплачивает выкупы для скорейшего освобождения корабля, однако размеры выкупа не сообщаются. В случае с захватом частной яхты, принадлежащей частным лицам (Великобритания), размер запрошенного выкупа составил 7 миллионов долларов США.

По оценке International Maritime Bureau, в 2009 году и начале 2010 года средний доход пиратов составлял 40 000 долларов США на человека. Большая часть этого дохода идет на закупку средств слежения, связи, вооружений для пиратских групп. За 2009–2010 год Бюро определило основную схему осуществления нападений на суда в Аденском заливе. Согласно этой схеме, группы пиратов выходят в море на основном корабле, а нападения осуществляют на отдельных лодках, которые буксируются этим кораблем. Эта схема позволяет пиратам в случае отражения нападения вернуться на основной корабль и предпринять повторную попытку захвата корабля.

Отдельного внимания заслуживает инициатива Combined Task Force 151, которая предусматривает сопровождение торговых кораблей, проходящих курсами через зону, наиболее подверженную пиратским нападениям. Данная инициатива международной антипиратской коалиции была создана в январе 2009 года и предусматривает также обучение экипажей кораблей «противопиратской» технике маневрирования кораблем и обороны судна в случае угрозы нападения и захвата корабля. Несколько экипажей кораблей, прошедших обучение в рамках данной международной инициативы, смогли избежать захвата пиратами и содействовали задержанию пиратов вооруженными силами стран антипиратской коалиции. По оценке представителя Combined Task Force 151, это позволило сократить количество пиратских нападений в зоне Аденского залива на 40% за период с января 2009 по январь 2010 года.

При этом частные компании-владельцы кораблей не проводят единой политики в отношении противодействия пиратству: в большинстве случаев выкуп за освобождение корабля и экипажа в итоге выплачивается. По оценке International Maritime Bureau, которая ведет наблюдение за фактами пиратства в районе Аденского залива и побережья Сомали, практика выплаты выкупа за освобождение кораблей приводит к замкнутому циклу, в результате которого пиратские группы начинают захватывать большее количество кораблей и требовать больший размер выкупа.

Позиции государств-участников международной антипиратской коалиции также не являются едиными и согласованными. Великобритания, США и Россия занимают жесткую позицию в отношении борьбы с пиратами в зоне Адена, выкупы за освобождение кораблей в большинстве случаев не выплачиваются, основой противодействия пиратству являются действия военно-морских сил. В частности, правительство Великобритании занимает жесткую позицию в отношении выплаты выкупа пиратам и не намерено идти на уступки пиратам. Страны ЕС, участвующие в международной антипиратской коалиции, занимают противоречивые позиции. В частности, правительство Норвегии выступает с инициативой создания международного фонда, средства которого будут направлены на помощь экипажам кораблей, захваченных в зоне Аденского залива. Правительство Испании занимает позицию по созданию в рамках антипиратской коалиции судебного органа по рассмотрению преступлений пиратов. Часть пиратов, участвовавших в нападениях на суда, шедшие под флагом Испании или принадлежащие испанским торговым компаниям, предстали перед судом в Испании.

Переходное правительство Сомали, несмотря на призывы со стороны ООН и международного сообщества, не предпринимает мер в отношении эффективного решения проблемы пиратства в районе Аденского залива и восточного побережья Сомали. Это вынуждает международную антипиратскую коалицию усиливать меры по обеспечению безопасности приграничных вод Сомали и Аденского залива в целом. В настоящее время проводятся инициативы по расширению зоны слежения и радиосвязи за всеми судами, проходящими через зону пиратских нападений.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Распечатать страницу